rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Category:

Словно по сердцу идет ПАРОХОД - XV - теплоходы типа "Военмор Ворошилов"

Говоря о коломенской серии, нельзя не упомянуть теплоходы типа "Военмор Ворошилов". Связь здесь прямая - в основу сормовского (эти суда строили на заводе "Красное Сормово" в г. Горьком) лег коломенский проект. Хотя и не мало отличий. Главная - в главной энергитической установке. Дело в том, что на судах используются другие главные и вспомогательные двигатели, суда отличаются линейными размерами (военморы чуть меньше), отличается планировка.
Увы, об этих теплоходах намного меньше информации - изначально предполагалось, что они будут работать на линии Горький - Пермь (в отличии от коломенцев, которые работали на главной линии ВОРПа - астраханской). Кстати - тут могло повлиять извечное противостояние вожских и камских речников. Шутка конечно. Скорей всего тут повлияло то, что военморы были в какой-то степени копией коломенцев, да еще и уменьшенной. А кроме того - в теже практически годы завод "Красное Сормово" построил серию теплоходов для канала Москва-Волга (т.н. канальная серия - о ней поговорим позже).
115546.jpg
"Маршал Ворошилов" (Военмор Ворошилов) в 1951 году

Волжско-камские пассажирские теплоходы постройки завода "Красное Сормово" - двухвинтовые, двухэтажные, того же образца, что и теплоходы типа "Урицкий", но немного меньших размермеров. Они предназначены для рейсов по Волге и Каме - от Рыбинска до Перми и обратно

До сооружения цепочки верхневолжских гидроэлектростанций судоходство выше устья Шексны было достаточно затруднено в силу сравнительно маловодного русла Волги. Первой стала Иваньковская ГЭС, создавшая также подпор для канала Москва - Волга, потом была отстроена Углическая. Последней в этой цепочке должна была стать Рыбинская ГЭС, расположенная в месте слияния Волги и Шексны. До постройки этих станций обычно крупные волжские суда доходили до Рыбинска, далее грузы и пассажиры перекидывали на более мелкосидящие суда, на которых они продолжали далее путь до Твери. Собственно Рыбинская ГЭС и стоит в двух руслах сразу - шлюзы и водосливная плотина - в волжском русле, а машинное здание и земляная плотина - в старом русле Шексны. Образовавшееся водохранилище заполнило волго-шекснинское междуречье. И несмотря свои громадные размеры весьма непростое для судоходства и в наши дни.
ScanImage011.jpg
Рис. 12. Боковой вид Волжско - Камского теплохода
Боковой вид теплохода дан на рис. 12*, планы палуб на рис. 13. Главные элементы теплоходов следующие:
Длина по грузовой ватерлинии 80 м
Ширина по миделю . . . . . . . . 10 м
Высота борта . . . . . . . . . . . . 3 м
Осадка (средняя) . . . . . . . . . .1,8 м
Пассажирских мягких мест . . . 180
Пассажирских жестких мест . . 198
Комсостав и команда . . . . . . . 59 чел.
Грузоподъемность . . . . . . . . . 608 т
Общая мощность главных двига-
телей . . . . . . . . . . . . . . . . . 800 э.л.с.
Скорость при осадке 1,45 м . . 20 км/ч
Сравнивая эти данные с теплоходами "Урицкий" довоенной постройки**, видим, что при почти одинаковых ширине, осадке и скорости длина новых теплоходов на 10 м меньше, но зато получился выигрыш в мощности в полтора раза - 800 э.л.с. вместо 1200 э.с.
Корпус построен по поперечной системе, согласно требованиям Регистра СССР для речных судов. Набор судна состоит и холостых, флорных и рамных шпангоутов, бимсов, кильсонов, бортовых стрингеров и карлингсов. Расстояние между шпангоутами - 600 мм.
Холостые шпангоуты - угловые, по днищу 75 х 50 х 8 мм и по бортам 75 х 60 х 6 мм. Флорные шпангоуты чередуются с холостыми и в трюмах по днищу состоят из прямого угольника 60 х 60 х 6 мм, флорного листа 400 х 4 х 5 и обратного угольника 75 х 50,5 мм. В машинном отделении флоры расположены на каждом шпангоуте, под двигателями толщина флоров увеличена до 6 мм.
Рамные шпангоуты в трюмах расположены на каждом четвертом шпангоуте, а в машинном отделении - на каждом втором.
Трюмный рамный шпангоут состоит: по днищу - из прямого угольника 50 х 50 х 6 мм, флорного листа 400 х 4 х 5 мм и обратного угольника 75 х 60 х 6 мм, а по бортам - из прямого и обратного угольников по 50 х 50 х 6 мм и флорного листа толщиной 4 мм и высотой внизу 350 мм и в верху 250 мм. В машинном отделении рамные шпангоуты по днищу при тех же размерах прямого и обратного треугольников имеют высоту 560 мм и толщину 5,5 - 4,5 мм.
Бимсы расположены на каждом шпангоуте. Холостые бимсы - из угловой стали 45 х 50 х 8 мм, а флорные и рамные (в трюмах) - из прямого и обратного угольников 50 х 50 х 6 мм и листа 175 х 4 мм. В машинном отделении флорные и рамные бимсы состоят из листа 200 х 5 мм и угольника на кромке 50 х 50 х 6 мм.
В машинном отделении имеются пять кильсонов, а в грузовых - по четыре. Листы и нижние угольники кильсонов разрезаны на рамных шпангоутах. Высота кильсонов, кроме машинного отделения, сделана одинаковой с высотой рамных шпангоутов, толщина 4,5 - 4 мм. В машинном отделении кильсоны образуют мшинный фундамент и в этом месте имеют толщину 8 мм и высоту под двигателями 520 мм.
Бортовых стрингеров - два на каждый борт; они состоят из листов, разрезанных на рамных шпангоутах, высотой - по высоте рамных шпангоутов, толщиной: в машинном отделении 5 - 4,5 мм, в прочих местах 4 мм, отделанных прямым и обратным угольниками 50 х 50 х 6 мм. Один бортовой стрингер проходит по длине всего судно от форштевня до ахтиерпика, а другой - только в районе машинного отделения.
Четыре карлингса, по два с борта, разрезные на флорных бимсах, расположены в продольных плоскостях кильсонов, причем два средних карлингса проходят по всей длине судна. Каждый карлингс состоит из листа 5 - 4,5 мм в машинном отделении и 4 мм в остальных местах, высотой по высоте флорных бимсов, и из прямого и обратного угольников в 50 х 50 х 6 мм.
Поперечных водонепроницаемых переборок - семь, толщиной 4 мм, вверху 3 мм с угольниками жесткости 50 х 50 х 6 мм, поставленными на расстоянии 500 - 600 мм, и обделочными угольниками по днищу и бортам 65 х 65 х 6 мм.
Толщина обшивки по середине 5,5 - 5 мм, а к конечностям 4,5 - 4 мм.
Палубы - деревянные, сосновые, толщиной 50 мм.
Поперечные водонепроницаемые переборки делят стальной корпус теплохода на следующие восемь отделений: носовое (таранное), которое служит для цепных ящиков и для хранения шкиперских запасов, грузовые трюмы №1 и №2, машинное отделение, грузовые трюмы №3 и №4, кормовое отделение - помещение рулевого сектора и судовых запасов.
Общая грузоподъемность трюмов 608 т.
Трюмы имеют деревянную слань из отдельных деревянных щитов толщиной 29 мм, а по бортам и переборкам - деревянную обшивку толщиной 24 мм.
Впереди машинного отделения между двумя поперечными нефтенепроницаемыми переборками устроена цистерна для хранения нефтяного топлива, разделенная продольными переборками на три части: крайние - для натурала и средняя - для мазута и смазки.
На нижней (главной)*** палубе расположены нижняя и верхняя деревянные надстройки почти во всю длину судна, за исключением небольших пространств на носу и корме. Высота первого этажа 2,75 м, второго 2,8 м, считая от палубы до палубы.
Ширина обеих надстроек в полтора раза больше ширины корпуса (15 м вместо 10 м); главная палуба перекрывает корпус с обеих сторон, образуя обносы, и поддерживается кронштенами.
Как видно из рис. 13, обносы плавно сужаются к оконечностям судна, сходя на-нет к форштевню и ахтерштевню.
На главной палубе от носа к корме помещения расположены следующим образом: от бака до переднего поперечного прохода и грузового люка №1 - общее помещение жестких мест с двухярусными койками по бортам и по середине; впереди - столовая, с бортов - балконы-проходы. Далее в корму по обеим бортам расположены каюты для комсостава и команды, простирающиеся до заднего поперечного прохода, находящегося сзади машинной шахты. По левому борту - одноместные каюты старшего и двух вахтенных механиков, двухместная каюта для поваров, каюта буфетчика, буфет, две двухместные каюты для каютных уборщиков, ледник, посудная, командный и пассажирский камбузы. По правому борту - три одноместные каюты для трех помощников капитана, почтовая каюта, одноместная и двухместные каюты для трех лоцманов, каютастаршего боцмана, четыре двухместные каюты для двух слесарей, двух боцманов, масленщика и трех кочегаров, затем каюта электрика, двухместная каюта для уборщиков, умывальная и уборные.
За задним поперечным проходом идут по левому борту каюты: санитарная, парикмахерская, трехместная для штурвальных****, двухместная для масленщиков и четырехместная для матросов; в том же порядке по правому борту расположены: уборные для пассажиров, прачечная, баня, четырехместная для матросов. Отдельно в углах у кормовой переборки надстройки по левому борту расположена обширная столовая для команды, а по правому борту - четырехместная и трехместная каюты для матросов.
В середине судна расположена машинная шахта (рубка), впереди нее каюта для спецодежды и помещение рулевой машины, а сзади кладовая для дров, сушилка, фонарная, помещение для багажа и грязного белья. Далее в корму до кормовой переборки между бортовыми каютами расположено общее помешение жестких мест с двухярусными койками.
В верхней надстройке расположены пассажирские помещения мягких мест, как обычно на волжских пароходах и теплоходах, с каютами, расположенными по бортам, и узким проходом по середине. В носовой половине расположены специальные пассажирские места: три одноместные каюты, девять двухместных и семь трехместных с отдельным салоном-столовой. В кормовой половине расположены мягкие места.
В середине части расположены каюты капитана и буфетной прислуги, уборные и восемь двухместных мягких кают для пассажиров. В кормовой части расположены 17 двухместных и 10 трехместных кают мягких мест и салон-столовая. На крыше верхней надстройки расположена штурвальная рубка.

565a45020f51308ca65a7a20ee792914.jpg
вид с правого борта и сверху - теплоход "первой серии" - этот вид относится непосредственно к первым четырем "Военморам"
Здесь обязательно надо вставить ремарку. Дело в том, что расположение пассажирских помещений на средней палубе теплохода по приводимому в книге плану отличается от того, что описано в тексте. Дело в том, что приведенный план относится к теплоходам "второй серии" - "Анри Барбюс" и "Александр Невский". В частности - вместо грузового трюма №1 устроен кубрик жестких мест и 8 пассажирских кают, предположительно жестких мест (учитывая явную связь с планировкой послевоенных судов) по 4 места в каюте. На главной палубе в носовой части надстройки явно проведена перепланировка - вместо общего помещению жестких мест сделан салон-столовая. Причем размеры и количество посадочных мест таковы, что это позволило с носового салона средней палубы снять функцию столовой, сделав его местом отдыха, также полностью убран кормовой салон и на его месте организованы каюты мягких мест. Так же в носовой чати надстройки средней палубы сделаны две каюты повышенной площади (что-то типа люксов). Интересная особенность - в каютах средней палубы каютные умывальники сделаны общими - один умывальник в общем тамбуре на две каюты.
ScanImage012.jpg
Рис. 13. Планы палуб и трюма Волжско - Камского теплохода.
На судне установлены следующие устройства и системы:
Руль - балансирный в виде рыбьего плавника. Рулевая рама стальная; проемы рамы заполнены деревом и обшиты листовой сталью. Длина пера руля около 4,5 м.
Якорное устройство состоит из двух носовых якорей системы Холла весом по 700 и 400 кг убирающихся под палубу посредством кранбалки, и одного кормового четырехрогового якоря весом 300 кг.
Для подъема носовых якорей устроен носовой электрический 16-сильный брашпиль, а для кормового - электрический брашпиль с электродвигателем 11,5 л.с.
В качестве главных двигателей установлены два реверсивных бескомпрессорных, безкрейкопфных, четырехтактных, шестицилиндровых двигателя МАН постройки Коломенского завода, марки 50ГРС-6, мощностью по 400 э.л.с. при 240 об/мин. Диаметр цилиндров 345 мм, ход поршня 500 мм.
Гарантированный расход нефти теплотворной способностью 10 000 кал - 178 г на 1 э.л.с./час.
Охлаждение главных двигателей производится забортной водой посредством приводимого в движение каждым двигателем охлаждающего насоса.
Смазка цилиндров производится разбрызгиванием; смазка подшипников, вала и мотылевых - циркуляционная от зубчатых масляных насосов, получающих действие от главных двигателей.
Каждый двигатель снабжен центробежным регулятором числа оборотов.
Цилиндры отлиты блоками по три и крепятся к фундаментной раме посредством вертикальных стяжных болтов, разгружающих цилиндр от растягивающих усилий.
Цилиндровые крышки - чугунные. Станина - картерного типа, чугунная. Реверс может производится сжатым воздухом и в ручную.
Пуск двигателя производится сжатым воздухом под давлением 30 ат, который достовляется двухступенчатыми компрессорами, получающие действие от главного двигателя, и хранится в пусковых резервуарах в количествах, достаточных для 12 последовательных пусков в ход.
Дейдвудные трубы - стальные,без баккаутовых вкладышей, с заливкой белым металлом. На концах гребных валов поставлены набивочные коробки Цедерваля, предохраняющие от проникновения забортной воды в дейдвудные трубы. Гребные винты отлиты из стали заодно с лопастями.
Все вспомогательные механизмы, кроме рулевой машины - электрические и получают ток от двух дизель-динамо, состоящих из двухцилиндровых четырехтактных двигателей Дейц-РМ по 25 л.с., соединенных с динамо по 16 kW при напряжении 115 в. Дизель-динамо служит также для судового электрического освещения*****.
Приводимые в движение от главных двигателей двухступенчатые компрессорыимеют производительность по 40 м3 в час свободного воздуха и на ходу дают воздух от цилиндра низкого давления для работы пневматической рулевой машины.
Кроме того, имеется запасный электрокомпрессор производительностью 70 м3, получающий действие от электродвигателя мощностью 23 л.с.
В машинном отделении установлены:
1. Пожарный центробежный насос производительностью 50 т/час с электродвигателем 30 л.с. и 2000 об/мин
2.Водо- и нефтеотливной центробежный насос производительностью 120 т/час с 18-сильным электродвигателем;в качестве нефтеперекачивающего, насос может быть приспособлен для перекачки нефти на другое судно и обратно.
3. Санитарный 10-тонный насос для котла с электродвигателем 5 л.с.
4. Центробежный питательный насос для котла с электродвигателем 1,5 л.с.
Для парового отопления установлен утилизационный цилиндрический котел с обратным ходом газов с поверхностью нагрева 28 м2, работающий на ходу отработанными газами, а на стоянках отапливаемый нефтью.

Фотографии теплоходов

теплоход "Советская Конституция" (бывш. "Павел Постышев") у г. Норький, напротив Чкаловской лестницы, открытка


"Сергей Киров" (бывш. "Иван Кабаков") во время технического открытия движения по Волго-Донскому каналу. Абривеатура В.Г.П.Р.П. - Волжское Грузо-Пассажирское Пароходство




"Маршал Ворошилов" (бывш. "Военмор Ворошилов")


теплоход "Комсомол Урала" (бывш. "Военмор Ворошилов")


теплоход "Анри Барбюс"
Единственный доживший до наших дней теплоход этой серии - "Военмор Ворошилов" - находится сейчас в Тирасполе (Республика Молдова). Теплоход использовался как стоечный на р. Днестр (плавобщежитие Тираспольского швейного объединения). Судя по снимкам 2014 года - находится в полузаброшенном состоянии.
Позже - в 1939 году - было построено еще два теплохода, по несколько измененному проекту: "Анри Барбюс" и "Александр Невский". Строились они в кооперации двух заводов - Сормовского и Балаковского.
"Анри Барбюс" (назовем его условно теплоходом второй серии) проработал на Волге до 1970 года, потом был списан. По непроверенным данным останки судна находились в районе о/п "Подгоры" в Самарской области. По не проверенным, так как попасть на борт судна и идентифицировать останки не представлялось возможным (по состоянию на 2006 год). В 2007-2009 годах останки судна были разобраны на металл. "Александр Невский" погиб в 1942 году во время Сталинградской битвы. Так же в Красноярске по этому проекту было построено еще два теплохода - Иосиф Сталин и Серго Орджоникидзе. "Иосиф Сталин" в 1965 году выведен из работы и передан Красмашзаводу в качестве плавобщежития. Впоследствии разобран. "Серго Орджоникидзе" проработал до 1966 года, передан под плавобщежитие в Госстрой, впоследствии разобран.


Всего было построено четыре теплохода
ВОЕНМОР ВОРОШИЛОВ переименован в Маршал Ворошилов (1936 г.), потом Комсомол Урала (1958 г.)
ИВАН КАБАКОВ переименован в" Сергей Киров"
ПАВЕЛ ПОСТЫШЕВ переименован в "Сталинская конституция", позже "Советская конституция"
МИХАИЛ ОШВИЦИН переименован в "Николай Ежов", позже "Георгий Седов"
91321.jpg

91322.jpg
"Вольф" (Военмор Ворошилов) в Тирасполе


* - здесь и далее дается нумерация рисунков по книге (1) без изменений
** - естественно, что речь идет о Первой Мировой и гражданской войнах
*** - на современных судах нижняя и главная палубы разные - нижняя в корпусе, на главной - начинается надстройка. Естественно речь идет о речных судах.
**** - рулевых
***** - до 60-х годов в СССР был принят стандарт напряжения бытовой сети в 127 вольт, в 60-е - 70-е годы был произведен перевод на сеть 220 вольт


1. чертежи, схемы и разрезы даны по книге профессора Б. М. Лобач-Жученко - Теплоходы, Москва, издательство "водный транспорт", 1938 год, стр. 16-20
2. фотографии судов - сайт fleetfoto.ru, форум камского флота
3. технические данные - Сайт корабельного инженера Е. Л. Смирнова, (1)
Tags: Волга, круиз, река, теплоход
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments