rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Categories:

Трактор-Памятник у д. Куимиха в Архангельской области

Разбираю свои архивы, наткнулся вот на такой снимок. В деревне Куимиха Котласского района Архангельской области стоит у дороги памятник - старый, 20-х годов трактор. Вполне такой типичный Фордзон, со стальными колесами. Если присмотреться - на рулевом механизме передней оси логотип ВТЗ. Это трактор Универсал У-2.
Хрестоматийным еще со школьной скамьи стало, что первые советские трактора, выпуск которых начался в 20-е годы, были лицензионными копиями американских машин фирмы FORDSON. Отчасти это верно - в 1924 году завод "Красный Путиловец" освоил выпуск машины "Фордзон-Путиловец", одной из самых многочисленных в тегоды в нашей стране. Но нельзя не отметить вклад Я. В. Мамина, который еще с дореволюционных годов работал над тракторами. Причем некоторые его машины, напрмер Запорожец-1, дошли до серийного производства. Кстати, Фордзон-Путиловец действительно похож на машину, о которой пойдет речь.

трактор-памятник Универсал У-2 в д. Куимиха

История трактора Универсал У-2 начинается в США. В 1924 году в серийное производство International Harvester запустила трактор Farmall Regular. Машина была построена по "трехколесной" схеме - то есть передние колеса были собраны в спарку.
Машина оснащалась четырехцилиндровым мотором мощностью 10 л.с., трехступенчатой коробкой передач. Питался мотор керосином. Вот этот трактор на пару с FORDSON F и был освоен в производстве на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде. Зачем? Дело в том, что достаточно харчистый Фордзон (он работал тоже на керосине) был достаточно старой машиной - ее выпуск начался в США в 1917 году. Но главная новинка конструкции была в том, что в коробке появился вал отбора мощности, позволявший "крутить" навесные орудия во время движения трактора. Фордзон такого не позволял. Так же у Фармол мог использовать как навесные орудия от фордзона, так и свои, спектр которых был даже больше. Так же в процессе эксплуатации выяснилось, что Фордзон-Путиловец весьма "харчист" до запчастей, некоторые его узлы были достаточно сложны в регулировке и обслуживании.
С правого борта также размещался шкив для ременного привода различных орудий (молотилки, пилы и т.п.).
И плюс ко всему Фармол был дешевле - кстати именно благодаря модели Regular и ее потомку - F20 - Farmall очень сурово потеснил на полях небольших хозяйств Фордзоны. Для СССР же несколько сниженная стоимость экземпляра во многом играла ключевую роль. Плюс - более продвинутая конструкция.
Отличий советского трактора от оригинала практически не было. Пожалуй самым главным была конструкция рулевого привода - у американца был закрытый редуктор, у советского трактора - открытый, на валу рулевой стойки был расположен сектор, на валу, идущему к рулевому колесу - шестерня.
Подвеска колес - жесткая, задний мост жестко установлен на раме, балка переднего моста - качающаяся. Под редуктором заднего моста находился вал отбора мощности для привода сельхозорудий. Двигатель - рядный, четырехцилиндровый, карбюраторный, водяного охлаждения. Топливо - керосин. В случае необходимости на спицы передних колес могли навешиваться дополнительные грузы-утяжелители.

трактор Универсал У-2 с установленными на передние колеса утяжелителями


трактор Универсал У-1


Трактор Универсал У-2



Справедливости ради надо отметить тот факт, что Фордзон-Путиловец кроме всего прочего выполнял PR-функцию. Он был изображен практически на всех агитматериалах, связанных с применением тракторов в сельском хозяйстве и с коллективизацией.
Советская копия Фордзона выпускалась в Ленинграде на заводе "Красный Путиловец" (Кировский завод) с 1924 по 1932 годы. Считается, что за все годы выпуска в СССР было построено порядка 32 тысяч машин.
Трактор "Универсал" выпускался в двух вариантах. У-1 - трехколесный (со спаркой) и У-2 (с классической передней балкой). Наиболее часто встречается вариант У-2. На заводе "Красный Путиловец" он выпускался с 1932 по 1940 (по дргим данным - до 1941 года), на Владимирском Тракторном Заводе (это была первая машина, освоенная вновь построенным заводом) - с 1944 по 1955 годы. Всего было выпущено порядка 212 тысяч "Универсалов"


В Самарской области трактор Универсал У-2 можно увидеть в техническом музее ОАО АвтоВАЗ в Тольятти.


чертежи трактора и фото с грузами на передних колесах - http://www.leanok.ru/2015/01/farmol-universal.html
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments