?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И так - свершилось. В Самаре открыли музей железнодорожной техники. Вообще у нас в стране с железнодорожными музеями всегда было туго. Пожалуй первой ласточкой стал музей в ТАшкенте - он появился во второй половине 80-х, хотя долгое время не имел как такового статуса. А после распада СССР фактически в России подобных экспозиций не стало. Были памятники у депо, но это был мизер. В лихие 90-е на базах запаса в порыве "угара НЭПа" порезали огромное количество локомотивов. Сейчас все же пришло время собирать камни.




Самой первой ласточкой стало создание музея на базе запаса в Шушарах, а с закрытием Варшавского вокзала основная экспозиция переехала в Санкт-Петербург, а в Шушарах остались фонды. Потом появился весьма серьехзный музей на Рижском вокзале Москвы. ТАк же практически в это же время Горьковчане на станции Горький-Сортировочная создали свой музей (о нем я писал уже - http://rivershkiper.livejournal.com/6000.html#cutid1).


Теперь пришла очередь Самары. Нынешнее же событие - весьма значимо. Ведь в городе появилась экспозиция реально работавшей железнодорожной техники. Некоторое количество ЖД экспонатов есть и в тольятинском музее при АвтоВАЗе, причем есть и уники типа паровоза Еа (поставлялся в СССР по лендлизу). И так - идем в музей.


Часть экспозиции - фотографии, рисунки, документы - размещается в здании бывшего вокзала - его привезли со станции Дашково.



Здание музея


А на открытой площадке стоит техника.



Если кратко - то чесно говоря, направляясь в музей была скрытая надежда, что будет что-то редкое (хотя не везде встретишь, например, ВЛ23). В плане паровозов - стандартный набор - Л, ЛВ, П36, Эр (причем в нашем случае табличка ПОЛНОСТЬЮ соответствует экспонату - с паровозами этой серии в музеях у нас не редко полная чихарда). Неожиданным оказался макет паровоза братьев черепановых. Из электровозов несколько неожидано наличие в экспозиции ЧС4 - ведь Куйбышевская дорога полностью электрифицирована постоянным током - на Куйбышевской есть пара участков с переменным током (от Сызрани на Сенную и от Инхера через Юшу и Белорецк на Магнитогорск - но они фактически пограничные с другими дорогами). Но обо всем по порядку.


Надо отметить, что будучи в музее я нередко вспоминал фразу старшины из к/ф "Максим Перепелица" - "Видать, ты способен не только собак к станционному колоколу привязывать". Дело вот в чем - на экскурсию привезли школьников, и они от души назвонились в станционный колокол.



Собственно тот самый колокол


Тепрь перейдем к экспонатам. Прямо напротив здания - разлиные виды светофоров и один семафор (однокрылевой, а двухкрыльевой стоит за П36)





Экспозицию открывает паровоз Черепановых, стоящий напротив П36... Символично.


В отличии от свердловчан, здесь все опоры соответствуют стандартным. В Екатеринбурге там только сами сигнальные устройства без опор. Какой вариант лучше - покажет время.



фрагмент клепанной фермы моста с перегона Толкай - Подбельская



фрагмент клепанной фермы Сызранского (бывш. Александровского) моста через р. Волгу


Элементы конструкции мостов здесь видимо представлены для наглядности. Все они были сняты при замене конструкций (сызранский - 2004 год, подбельский - 2002 годы) и вот теперь в музее.



рельсы разных лет выпуска



путейский инструмент


Не знаю почему, но вспомнилось из Некрасова, причем именно у этого стенда


Губы бескровные, веки упавшие,


...Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век...

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Но двинемся далее.


"...Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машинке Зингера? Небольшое приспособление - и получилась прекрасная колхозная сноповязалка..."


Слова, сказанные Остапом Бендером, когда он увидел машину Адама Козлевича, вполне можно адресовать к некоторым конструкциям подвижного состава. Как ни крути - нередко они действительно были похожи на такие вот чудеса техники. Как, например, вот эта мотодрезина ТД-5



А если серьезно, то нередко такие вот образцы вспомогательных механизмов создавались по "остаточному принципу". С другой стороны - так дешевле. Как в случае с ТД-5 - как видите, машина построена на базе тяжелого мотоцикла (в данном случае Ирбитского Мотозавода) - оппозитный уралоский двигатель, вполне допуская, что и коробка передач от мотоцикла. Фара со спидометром - тоже от Урала. Скорость - до 50 км/ч.



двигатель крупным планом



Различные изделия, используемые в электрификации



стрелочный переход (т.н. замок Меленьтьева)


Переходим к основной экспозиции. Она разделена на несколько "секций". Первая - паровозы ЛВ, Л, электровозы ВЛ22М, ЧС4 и ЧС2



ВЛ22М-442 долгое время стоял под забором в нашем (ТЧ-10) локомотивном депо. Вторая часть экспозиции - электровозы ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10, тепловозы ТЭ3, 2ТЭ10Л, ТЭП60, ЧМЭ3, ТЭМ2, автомотрисса АГВ и тепловоз ТГК2.



Третья - небольшой состав из паровоза ЭР, двухосной грузовой платформы и двух двухосных цистерн, рядом - автомотрисса АС1. Четвертый кусок явно еще формируется - в нем пока автомотрисса АС4 и прицепленный к ней кусок электропоезда ЭР2 из прицепного вагона с кабиной машиниста и моторного вагона, и ремонтная автомотрисса ДМС. Между ними громадный прогал - видимо сюда еще что-то планируют поставить.



АС4, за ним ЭР2


За автомотриссой АС1 - небольшая вагонная экспозиция из стандартных товарных вагонов - крытого, полувагона, грузовой четырехосной платформы и двух цистерн - четырех- и восьмиосной.



Вообще в экспозиции много вот таких пустых мест - явно под увеличение количества экспонатов. С одной стороны это прекрасно, с другой - уже вот так просто не попрыгаешь с фотоаппаратом, что бы заснять экспонаты.


Теперь экспонаты по отдельности.




ДМС



АГВ в одном из своих проявлений. В массе своей используется дорожными электриками



АС1А, раньше такая курсировала в качестве "подкидыша" от Кинеля до Богатого (это отвитвление на Оренбург через Бузулук), что там сейчас работает - трудно сказать. Вообще раньше АС1А была широко распространена, а сейчас это весьма редкая машина. Зачастую их заменяют маневровыми тепловозами с пассажирскими вагонами, снятыми с пассообщения и используемых в качестве бытовок.




паровоз ЭР, локомотивы с индексом "Р" строились в Чехословакии, Венгрии и Румынии. Данный экземпляр - как раз венгерской, завода GANZ-MAVAG, постройки.



Это двухосная платформа, как раз сцепленная с ЭР, а на платформе токарный станок завода Вольмана (Чехословакия)





Замыкают состав две двухосные цистерны. И буксы как положено - заливные.



Пассажирская паровая тяга представлена только паровозом П36 "Победа". И хроническая беда жд музеев в России - отсутствие тяг. Здесь еще хуже - нет даже поршня в цилиндре и парораспределительного механизма. Такое ощущение, что это регламентированно какими то документами, связанными с хранением локомотивов на базах запаса. Иначе как объяснить столь повальное явление.



Товарная паровая тяга представлена паровозами Л



ЛВ и уже выше представленным выше ЭР.


Здесь особенно хочется указать на логичность расстановки паровозов. Например Л и ЛВ стоят рядом - ведь это родственные машины и можно воочию увидеть, чем различаются различные варианты машин серии. Остается надеятся, что со временем в экспозиции появятся и другие паровозы. Второе место по количеству экспонатов занимают тепловозы и электровозы.



Пассажирский электровоз ЧС2



Пассажирский электровоз переменного тока ЧС4 - единственный "переменник" в экспозиции



А вот парк товарной электротяги представлен куда богаче. Хотя редкостей и раритетов тут нет. На фото - ВЛ22М



ВЛ8



с другой стороны в наше время односекционный товарный локомотив - уже раритет. На фото ВЛ23. Хотя он, как и его "коллега" ВЛ60 из товарной тяги крайне быстро "перебазировался" в пассажирскую тягу.



ВЛ10


Теперь перейдем к тепловозам:



2ТЭ10Л



ТЭ3



ТГК2 - "малыш" по сравнению с рядом стоящими ТЭМ2 и ЧМЭ3 - вообщем то машина для наших железных дорог не самая типичная - с тяговым гидроприводом (все же большинство тепловозов, работающих в РФ являются машины с электропередачей)



рядом стоит ТЭМ2 - "рабочая лошадь" наших станций



ЧМЭ3 - чехословацкий "конкурент"



пассажирский тепловоз ТЭП60


_________________________________________________________________________________________



Что же в итоге. Как минимум - в Самаре, городе, когда-то соединившим Сибирь с центром страны, наконец то есть свой полноценный железнодорожный музей. Пусть в нем нет каких-то раритетов. Но уже тот факт, что можно показать детям локомотивы, которые когда то водили поезда - это уже большое дело. Ведь без прошлого нет будущего.


Порадовало и то, что в табличках с анотацией к экспонатам нет досадных ляпов (этим нередко грешат подобные экспозиции - особенно если речь идет о паровозах).


Главный недостаток музея - его доступность. Музей находится уже практически на окрайне города. Добираться туда своим ходом непросто. Если же вести туда группу экскурсантов - то дорога в одну сторону (с учетом всех наших пробок) часа полтора, а то и два займет. Конечно, можно понять и руководство Куйбышевской железной дороги, и Самарского государственного университета путей сообщения - сделали музей на том месте, где смогли - на территории учебно-производственной базы СамГУПСа. Конечно, такой музей достоин более близкого к основным туристическим достопримечательностям города местанахождения, но... главное что такой музей вообще появился.


Теперь о том как добраться. Из центра города проще всего или на пригородных электропоездах Похвистневского и Кинельского направлений (обязательно уточните - идет ли электричка со всеми остановками - скоростные не останавливаются на пл. Мирная) до платформы "Мирная". Далее надо перейти пути железной дороги (по правую руку должно находится электродепо "Безымянка"), и свернув на ул. Литвинова двигаться по ней. Музей достаточно заметен, так что не промахнетесь. Если ехать из центра на метро - до станции "Юнгородок" (она конечная), далее до путепровода на ул. Псковской и здесь надо уходить под мост. Далее от депо - как и с Мирной. Если ехать на машине - то по Литвинова движение одностроннее, по направлению ИЗ ГОРОДА. Что бы уехать обратно в Самару - надо доехать до Конного проезда и по нему выйти на Зубчаниновское шоссе.


музей работает с 9 до 18 часов, выходной - воскресенье. Тел. музея - 999-56-60, код Самары - 846. Посещение музея, а также фото и видеосъемка бесплатное (пока во всяком случае). Ну а если возникнет желание заказать экскурсию - звоните по данному телефону. Экскурсия естественно будет платной.



Comments

sidorov_spb
Nov. 20th, 2010 12:20 pm (UTC)
ВЛ-23 у нас в Питере бегали еще в начале 90-х... Витебское направление (до Шушар) и Окружная. На Московском и Приозерском направлениях ВЛ-8 и ВЛ-10 были. На Варшавском тогда ток тепловозная тяга была - на ст. Луга контактная сеть стягивалась в пригородные тупики, работали ТЭ3, 2М62 и немного 2ТЭ116.
chumilo
Nov. 22nd, 2010 07:36 am (UTC)
ВЛ23 ушли в 1995-96 гг., я их ещё помню. А вот ТЭП60 совершенно в памяти не отпечатались, хоть и ходили до 1999 года.
rivershkiper
Nov. 22nd, 2010 11:36 am (UTC)
ТЭП60 вообще машина редкая. Зачастую на пассажирскую тягу ставили "расчлененные" 2ТЭ или одиночные машки - машины тяговитые, но не обладавшие высокими скоростными данными.
chumilo
Nov. 22nd, 2010 01:56 pm (UTC)
Ну, как раз окурков 2ТЭ у нас и не было, а вот ТЭП60 чуть не первыми начали на узел поступать, Витебский и Варшавский вокзалы только они и обслуживали (кроме ТЭП70, есс-но :) ).
rivershkiper
Nov. 22nd, 2010 08:48 pm (UTC)
"Окурки" из одной секции 2ТЭ массово применяет Горьковская ЖД.
chumilo
Nov. 23rd, 2010 03:11 am (UTC)
Лет пять-шесть назад были ещё на Северной (причём как с пригородными, так и с дальними поездами), сейчас там вроде ТЭП70.
rivershkiper
Nov. 23rd, 2010 02:46 pm (UTC)
СУшка вроде у нас в Сызрани жила. В первой половине 90-х я его видел на путях под парами в районе станции Октябрьск. Потом более не встречал.
А прочесать весь этот узел просто нереально.
sidorov_spb
Nov. 22nd, 2010 02:29 pm (UTC)
Странно, что не запомнился. ТЭП60 был основным в дальнем сообщении на Витебском и Варшавском (пока Витебскому вокзалу не отдали) направлениях... Я его считаю самым красивым пассажирским тепловозом.
chumilo
Nov. 23rd, 2010 03:18 am (UTC)
У меня это звание поровну делят между собой ТЭП60 и ТЭП70 второго выпуска (с горизонтальными буферниками). Оба - красавцы!
rivershkiper
Nov. 23rd, 2010 02:44 pm (UTC)
ТЭП60 - бесспорно "Мистер Тепловоз", если так можно выразиться. Подтянутый, без лишней зализанности, элегантный и лаконичный. Что же касается ТЭП70 ... уже не то. Ну шкаф, ей богу....
chumilo
Nov. 23rd, 2010 02:56 pm (UTC)
Вы таки будете смеяться, но ровно теми же словами про "Мистер Тепловоз" я охарактеризовываю ТЭП70. ТЭП60 смотрится всё-таки архаично, а вот внешний вид ТЭП70, разработанного около 40 лет назад, и сегодня не назовёшь устаревшим. Даже первые экземляры наподобие того, что стоит на Варшавском вокзале.
sidorov_spb
Nov. 23rd, 2010 03:00 pm (UTC)
Если сравнивать с теплоходами, то ТЭП60 - это трехдек (причем немецкий, а не чешский), а ТЭП70 - классический "чемодан"...

Profile

rivershkiper
rivershkiper

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com