rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Categories:
  • Music:

Самара - Санкт-Петербург, 20-30 мая 2009 года. День десятый.

Утром выхожу на палубу - ну покачивает чуток - причем не сравнимо меньше, чем на Куйбышевском водохранилище. Хотя по логике то должно быть наоборот. И гдето за час до Валаама озеро абсолютно успокаивается. Возвращаюсь в каюту за фотоаппаратом - уже выруливаем. Валаам. Теплоход заходит в Никоновскую бухту.




заходим в Никоновскую бухуту - тут пристань. Сам же монастырь находится в Монастырской бухте. В 90-е годы туда еще заходили круизные теплоходы. Но теперь - все стоят в Никоновской.



Водоходовская "братва" поджидала - первым стоял теплоход "Валерьян Куйбышев" - головное судно проекта 92-016, и "Сергей Кучкин" - бывший Георгий Димитров. Как только болгарский антифашист попал в немислость судно было названо именем одного из министров Речного Флота РСФСР. Фишка еще заключается в том, что это переименование было по цепочке сделанно - буквы изначально стояли на теплоходе 588 проекта - он стал "Очарованным странником". А буквы и название по наследству остались теплоходу имени поджигателя рейхстага.



как и во многих других местах ВолгоБалта - здесь от судоводителя требуется "ювелирная" работа - узкий судовой ход и ветер



где то на этих камнях в 90-е годы сидел теплоход "Константин Циолковский" - ошибка судоводителя привела к весьма крепкой посадке - судно смогли с камней снять только при помощи буксира.



иногда кажется, что деревья растут прямо из скал



Валаамъ - один из местных ОМиков, курсирующих по озеру между бухтами - они возят туристов с теплоходов к центральной усадьбе монастыря.



здесь наша сводная бригада распадается - самые отъявленные (в том же составе) отправляются по внутренним водоемам Валаама, остальные - на традиционную экскурсию. Правда потом мы все встретились уже у центральной усадьбы монастыря и пошли пешком к теплоходу.



остров изрезан огромным количеством проток, соединяющих внутренние озера с Ладогой. Некоторые протоки построены монахами монастыря в XIX веке



Валаам - это заповедник - и историко-культурный, и природный. Поэтому здесь максимум что разрешено - только рыбалка. И то - только для братии монастыря. У них есть определенная квота. Потому различному зверью тут живется весьма волготно - вот тут мы спугнули выдру. Сидела себе и грелась. Нередко сюда "с материка" приходят бобры - они настоящее бедствие для монастыря. Хотя бы по той причине, что им на заповедник поффиг, по сему деревья они валят там где им вздумается.



Валаамский архипелаг, и особенно сам остров Валаам, отличается весьма своеобразной биосферой. Иначе как объяснить тот факт, что зачастую прослойка земли составляет 15-20 сантиметров. А деревья растут. И уже не первый год наука бьется над еще одним феноменом Валаама - его "умение" управлять погодой. Многолетними наблюдениями доказанно, что на самом Валааме и в радиусе нескольких километров от него погода ВСЕГДА отличается от все Ладоги. Причем вплоть до того, что на озере будут гулять трехметровые волны, а в районе архипелага будет легкая зыбь. Одна из версий заключается в том, что слой земли на сотаровах в силу своей незначительной толщины (он редко где превышает полметра, в среднем - от 15 до 20 сантиметров, не считая мест, где слой земли создан искуственно - в садах у центральной усадьбы) прогревается крайне быстро и начинает греться каменная основа. В тоже время, земля играет роль теплоизолятора. Вообщем версий море. Но может быть это и хорошо - ведь остается место для чуда. А без чудес так скучно жить.



вдали - Ладога, а мы огибаем очередной мысок...



и заходим в протоку. Но как выясняется - это одна из искусственных проток



о чем свидетельствует надпись, вырубленная на камне "Проведена сия канава 1859"



Движемся дальше. Попасть сюда можно только на лодке. Но не все так просто - в некоторых местах лодка "цапает" дно - настолько мелко. Наш кормчий с завидной регулярностью подымает мотор - лихачество тут вовред - запросто на каком-нибудь камне можно оставить винт, а тои полдейдвуда вместе с винтом - камней хватает. На озерах же глубины достаточные.




...и на камнях растут деревья...



На берегах стоят скиты монастыря и келейные корпуса




не только мы решили полюбоваться видами Валаама "изнутри"



Скит во имя иконы Смоленской Божьей Матери


Смоленский скит - последний, построенный на Валааме - скит был освящен 24 июня 1917 года. Скит находится на отдельном острове и является одним из самых строгих по уставу.



по озерам идем полным ходом



каменный арочный мост - камень брали здесь же



вот и Монастырская бухта и центральная усадьба монастыря


Итак - Валаамски Ставропигиальный1 Свято-Преображенский Мужской монастырь. Вообще исторически монастырь весьма древний - он был основан в 1407 году. Хотя согласно христианским хроникам, крест здесь заложил еще Апостол Андрей Первозванный. Спустя 900 лет на острова Ладоги (историческье название озера - Нево) пришли иноки Сергий и Герман. Считается, что они пришли из "Восточных стран" (вполне возможно - из Греции, по крайней мере монастырь и сейчас называют "Севрным Афоном"). Письменных свидельств жития Сергия и Германа пока не найдено. По другой версии - еще на рубеже X - XI веков сюда пришел св. Авраамий Ростовский и основал тут монастырь. И уже есть письменные свидетельства о переносе сюда из Великого Новгорода мощщей святых Сергия и Германа. Но фактически на данный момент единственным документом считается "Сказание о Валаамском монастыре". Документ относится к XV веку. В сказании также указывается год основания монастыря - 1407.


Можно достоверно сказать, что к пятнадцатому веку на островах жила братия в 600 монахов. Но постоянные набеги шведов привели обитель к запустению.


Потом эти земли были присоединены к России после Великой Северной Войны. Тогда же и начинается восстановление обители на Валааме. Считается, что Петром I в 1715 году был издан указ о восстановлении монастыря на Валааме. Был указ или нет - но именно в XVIII веке начинается становление обители в том виде, в котором мы ее видим сейчас.


Но усилия эти действовали слабо. Императрица Елизавета Петровна также прилагала немало усилий к становлению монастыря. Но увы - к 1765 году на Валааме жило всего 65-70 монахов.


Второй расцвет обители приходится уже на конец первой половины XIX века. Именно тогда начинается строительство основных сооружений монастыря, скитовю Ну и как я уже писал - последний, Смоленский скит, был завершен в 1917 году. Тогда начинается упадок монастыря. Валаамский архипелаг был отделен от России вместе со всей Финляндии. Фины - лютеране, потому внимание монастырю уделялось минимальное, так как он принадлежал религии нацменьшества. В 1939 году начинается Советско-Финская война и монастырь попадает еще и на территорию боевых действий. Еще перед этой войной на островах был создан укрепрайон, включенный в состав "линии Маннергейма". Но исход кампании 1940 года известен и эта территория отошла к СССР. Именно тогда святыни монастыря вместе с братией, а так же множество другого церковного имущества "утекло" в Финляндию в Ново-Валаамский монастырь. Туда же были перевезены чудотворная икона Валаамской Божьей Матери и Коневская Икона Божьей Матери (главные святыни монастыря).


Уже в СССР многое из того, что сохранилось в монастыре было передано в различные музеи. В последствии многие из ценностей были возвращены монастырю (естественно - за исключением того, что утекло в Финляндию - а утекло немало). После войны в центральной усадьбе монастыря был размещен интернат для инвалидов войны. Потом на Валааме был поселок (входил в состав Сортавальского района Ленобласти). Жители поселка - те кто работал в интернате. Увы, в наше время эта одна из проблемм - монастырь хотел бы, что бы миряне переехали на материк. Те же кто тут живет (не монахи) - просто не в состоянии переехать в Сортаваллу - квартиры известно сколько стоят. Проблема до сих пор не решена. Вообще в последние годы немало проблемм и с туризмом. С одной стороны - можно понять руководство монастыря с их желнием выселить с острова мирян, да и закрыться по максимуму от мира - собственно такие монастыри всегда и строились вдали от населенных пунктов - дабы братия могла отгородиться от проблемм земных и отдать себя служению Богу. С другой стороны - теже миряне на Валааме - это еще и работники музея и заповедника. Отвечающие в том числе и за сохранение и восстановления монастыря. Вообщем вопросов пока больше чем ответов.



Но хватит о проблемах - говорить то о них можно бесконечно. Впереди - купол Никольского скита. Он стоит на островке, который образует левый (по отношению к ходу лодки - правый) берег прохода из озера в бухту. Собственно только этот проход и судоходен - через него и заходят ОМы с туристами.



Метеор "Андрей Первозванный" явялется паромом, соединяющий Валаам с Сортоваллой и Приозерском



еще один ОМ - "Северный Афон" - один из перевозчиков туристов. Одно время эти ОМы возили туристов и паломников из Приозерска



заходим за остров, что бы посмотреть на Никольский скит со стороны Ладоги



лодочная часть завершена - выходим на причале с другой стороны острова - со стороны бухты



а вот и "Андрей Первозванный" уходит в рейс



поднимаемся к Никольскому скиту - надо сказать здесь наблюдается интересный эффект - с воды остров не кажется высоким. Но на самом деле достаточно высоко.



еще один вид - теперь на озеро





Отправляемся пешком к главной усадьбе. Это так скажем хозяйственный "двор" монастыря - парники, огороды, небольшая ферма



коров на острове не держат - им как минимум пастись негде



а вот от этих товарищей пришлось немного драпать




подходим к усадьбе



зверья на Валааме много, ну а кошачьи здесь - отдельная тема. Народ они весьма независимый и в свободное от туристов время занимаются истриблением мышей, ну а когда появляются туристы - окупируют группу и держат ее в кольце, пока не получат лакомый кусочек. Ну правда могут на лапу или хвост наступить. Когда туристов много (нас тут как ни крути три теплохода) - их и не видно особо - рассредотачиваются. Зато, в 2008-м, когда кроме нашего "Санкт-Петербурга" тут никого не было (во второй половине сентября уже судов намного меньше) - наша группа была просто напросто блокирована.



Пару минут назад этот друг умял солидный кусок колбасы. Поел - теперь можно и посидеть спокойно.



идет стороительство причальной стенки



а мы выходим на дорогу и идем к теплоходу - пора уже двигаться обратно



типичный Валаамский пейзаж







единственный скит на пути от центральной усадьбы до пристани - Гефсиманский



мы отправляемся в рейс и идем на Коневец, а "крокодилы" остаются - у теплоходов Водохода на Валааме традиционно длинная (на весь день) стоянка. Ну а нам надо двигаться дальше - к острову Коневец.


До недавнего времени вокруг острова была завеса секретности - на нем располагалась база ВМФ СССР, которая занималась испытаниями новых типов морского оружия. База появилась тут уже после Великой Отечественной. В конце 80-х активность использования базы пошла на спад. В 1990 году с острова была снята завеса секретности (долгое время острова даже не было на навигауионных картах) и была начата процедура передачи Коневского монастыря Русской Православной Церкви. Таким образом Коневский монастырь стал первым монастырем, возвращенным церкви.


История Коневского Рождественско-Богородичного мужского монастыря начинается в XIV веке - монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским. Но в XVII веке остров отошел к Швеции - по результатам войны 1614-1617 годов. Братия ушла в Великий Новгород, тогда же туда были перенесены мощщи Арсения Коневского. В 1812 году остров был включен в состав Великого Княжества Финского. Потому после 1917 года отошел Финляндии. Ну а после 1945 года здесь была организвоанна база ВМФ.


В 1991 году монастырем были обретены мощщи Преподобного Арсения Коневского.



мы стоим на рейде Коневца - теплоход просто не подойдет к причалу - малые глубины


из-за леса видны купола собора Рождества Богородицы и надвратной колокольни



теплоход "Коневец", явно оставшийся тут с ВМФовских времен, перевозит первую партию туристов на остров





вот и наша очередь - паралельно снимаем и наш лайнер



пока ждем экскурсовода - снимаю и наш "паром"




идем к монастырю



хозяйственная постройка



здание монастырской гостиницы




Собор Рождества Богородицы




Вечный Огонь



Одно из зданий на острове



выходим из монастыря и движемся к Казанскому Скиту



здесь же стоит часовня Успения Божьей Матери




А вот и Казанский скит. Отсюда мы двинемся к Конь-камню и потом обратно на теплоход. В сам скит не пускают - устав скита весьма суров



это и есть Конь-Камень. На нем построена часовня



бросаем прощальный взгляд на монастырь - и берем курс на Санкт-Петербург



вечереет.... теплоход "Ямал"



закат на Ладоге... крайняя ночь на теплоходе - завтра - Санкт-Петербург


_____________________________________________________________________________________________________________


1 - ставропигия - греч.σταυροπηγία, от σταυρός — «крест» + πήγνυμι — «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или синоду.


Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment