rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Category:

Самара - Саратов - Самара на д/э "Композитор Глазунов", 21-24 июня 2010 г. Водная часть.

Началось все глубоко за полночь. Судно и так шло с опозданием, а тут еще заморочки с продуктами и водой. Так что варианта два - отправить судно без воды и еды в рейс, но с минимальной задержкой, или, закрыв все статьи снабжения, подзадержать подольше, но зато турист будет сыт, пья не мучим жаждой и нос в табаке (ну в том плане, что сигареты в баре будут в наличии).



отходим от Самары


И так - отправляемся в 3 часа ночи в рейс Самара - Саратов - Хвалынск - Самара на дизель-электроходе "Композитор Глазунов". Солнце медленно и нехотя вставало из-за горизонта.





рассвет над Волгой



и ни одной живой души на палубе



навстречу проходит танкер "Кижуч" - перестроенный и укороченный Волго-Дон пятитысячной серии



Казань-Сити. вообще непривычно то, что эти танкера прошли снизу пустыми



Заволжск


И все - до Саратова (по крайней мере в светлое время суток) нам боле никто не встретился. Вообще судоходство на средней и нижней Волге сейчас ни мертво ни живо - судов крайне мало. В Саратов прибыли на следующий день утром даже раньше, чем по рассписанию -сыграло роль и то, что не было стоянки в Усовке - традиционной зеленой стоянки, расположенной ниже Балаковской ГЭС - там не было дебаркадера. И это - во второй половине июня. Так как прибыли раньше, то длина стоянки автоматически увеличилась до шести часов. Значит - побродим. Вышел на причал - солнце греет, но не очень. На экскурсию я не пошел. Во-первых в Саратове бывал неоднократно, а во-вторых - после "поющих собак"1 я решил пока с экскурсиями в Саратове завязать - так и до дурдома недалеко. К этим "бобикам" еще вернемся. Но позже.


Движение по улицам на Соколовой горе в Саратове в массе своей одностроннее. Поэтому когда едешь к парку Победы - автобус едет вкруговую. Это они обратно летят напрямую практически. Но пешеход не автобус.



Духосошественский собор, 1855 год


что касается "желтых дьяволов" (не путать с командоq Citroen по ралли-рейдам) - в Саратове они обладают мистическими способностями - они появляются внезапно



монумент "Журавли" в парке Победы - о музее в Парке Победы можно посмотреть здесь.



вовсю цветет липа - чем граждане и пользуются



а Динамо бежит? Все бегут! - вот такой марафон проходил на Соколовой горе


Ну а нам пора вниз - в центр города - так что садимся в "белого дьявола" (эти видимо самые отмороженные) и едем на проспект Кирова - саратовский "Бродвей" - смотреть здесь.



Саратовская консерватория


Днем под звуки "Авиамарша" покидаем Саратов. Оставшаяся часть дня - отдых на палубе и прием солнечных ванн. Следующая стоянка - Хвалынск - завтра. По отходу фотографирую несколько судов - и как выяснится - до Балаковской ГЭС - шабаш - ну нет никого на Волге.



как приведение появляется из под моста т/х "Криуши", груженый лесом



следом появляется "Капитан Пушкарев".


Еще по заказу МинРечФлота РСФСР на судоверфи в Комарно разработали проект модернизации теплоходов проекта 26-37. Проект не был реализован до распада СССР - теплоход "ХХI съезд КПСС" отправился на модернизацию уже в 1996 году. Тогда же теплоход был переименован в честь волжского капитана, изобретателя Леонида Васильевича Пушкарева, скончавшегося в 1995 году. Приведу здесь короткую заметку Нины Тюриной из газеты "Волго-Невский проспект" о Леониде Васильевиче:


Леонид Пушкарев: капитан-изобретатель


10 июня исполнилось бы 80 лет Леониду Васильевичу Пушкареву, одному из лучших капитанов Волжского пароходства, Герою Социалистического Труда, участнику Великой Отечественной войны


Сын потомственных речников, Леонид рано освоил судоводительскую специальность. За 11 лет он прошел колоссальную практику — от матроса до капитана — на пароходе «Иркутск» вместе со своим отцом Василием Дмитриевичем. Это дало ему не только опыт судоводителя, но и оказало благотворное влияние на душу и характер, стало толчком к развитию таланта изобретателя.


Когда весной 1951 г. Леонид Васильевич получил приказ срочно доставить на Ветлугу баржи с удобрениями, в его голове родилась идея, как эффективнее выполнить задачу, которой он рискнул поделиться с начальством. Новый способ толкания барж по методу Пушкарева применили, однако, с огромными трудностями: крепления состава были ненадежными, суда плохо слушались руля. Только позже не привыкшему отступать капитану удалось сконструировать специальное устройство, с помощью которого составу была придана жесткость в местах соединения. Кроме того, Л.В. Пушкарев разработал схемы расположения барж с учетом их конструкции и осадки.


С 28 августа 1953 г. Леонид Васильевич стал капитаном нового мощного теплохода «Адмирал Ушаков». В это время он уже был опытным судоводителем, воспитателем и командиром экипажа. В одной из производственных характеристик скупо сказано: «Возглавляемый Л.В. Пушкаревым коллектив систематически перевыполняет план перевозок. За успешную работу коллективу присваиваются вымпелы пароходства, Министерства речного транспорта».


Уже тогда волгари знали Леонида Васильевича как человека с сильным, волевым характером, необычайной энергией, новаторскими способностями, готового брать на себя ответственность при любых обстоятельствах. А как он умел радоваться успехам своих товарищей! Не думая о славе,  но добросовестно работая на прогресс, он смотрел на жизнь как на служение Волге.


Позднее теоретики подсчитали: по сравнению с вождением барж на буксирном тросе пушкаревский метод толкания повышал скорость движения состава на 15 процентов, уменьшая при этом расход топлива и смазки на тонну перевезенного груза, улучшая устойчивость составов на курсе и повышая безопасность их вождения. В целом метод толкания намного облегчал условия труда команд несамоходных судов.


В 1954 г. ЦНИИЭВТом была разработана временная инструкция по формированию и учалке типовых толкаемых составов на внутренних водных путях. На этот метод перешли все двадцать пароходств страны. Но поначалу толкание применялось только при движении вверх по реке. Капитан Пушкарев одним из первых применил его к несамоходным судам при движении вниз по течению.


Когда возникла необходимость усовершенствовать сцепные и рулевые устройства, Леонид Васильевич с большой отдачей сотрудничал с представителями ГИИВТа и ГЦКБ.


Ученые Л.М. Рыжов, Н.Ф. Сторожев, Н.Ф. Мейер вместе с капитаном участвовали в испытании автоматической сцепки и сцепных устройств для соединения барж с толкачами, работали над бортовой автосцепкой, использовавшейся при толкании пыжевых составов. Л.В. Пушкарева поддерживали начальник Волжского пароходства К.К. Коротков и опытный эксплуатационник М.Б. Хейфец, высчитавший экономический эффект нового способа вождения барж и подтвердивший перспективность метода толкания.


В 1960 г. на навашинском заводе завершилось строительство самого крупного в мире на тот момент грузового теплохода — «Волго-Дона-1».


Командовать уникальным кораблем доверили Леониду Васильевичу. За его спиной не было ни одной аварии, а на груди — награды за доблестный труд: медаль «За трудовое отличие», орден Трудового Красного Знамени, Большая серебряная медаль ВДНХ.


Под командованием прославленного капитана за рейс из Владимировки в Дзержинск доставлялось 7,6 тыс. тонн соли вместо положенных по норме 5 тыс. тонн. Повышение скорости и сокращение рейсового времени достигались за счет рациональной балластировки. При этом команда машинного отделения научилась править гребные винты и менять насадки без захода в док. Все вместе давало лишние семь суток эксплуатационного времени.


Вряд ли можно измерить силу любви капитана Пушкарева к Волге, и не она ли обеспечила ему славу при жизни и на- много лет вперед?! Его здоровая, нравственно чистая натура не допускала компромисса с неправдой, он умело сочетал строгость с веселостью, а вольная манера обращения обычно никого не смущала, потому что его черные искристые глаза излучали доброту.


Назначение на должность капитана-наставника Пушкарев принял с достоинством опытного речника и решением получить высшее образование в ГИИВТе. Полностью подтвердив поговорку «Учитель, воспитай ученика, чтобы было, у кого учиться», Леонид Васильевич, обучая плавсостав мастерству судовождения, одновременно сам постигал теорию речной науки в институте. К этому времени он уже имел научные труды, такие, как «Спецлоция Волжского и Камского бассейнов», «Проводка судов в ледовых условиях», «Талреп для натяжения тросов при толкании составов» и др. Позже в должности начальника судоходной инспекции Волжского речного пароходства Пушкарев использовал весь свой богатый судоводительский и исследовательский опыт работы на речном транспорте.


Страна высоко оценила заслуги Леонида Васильевича: в 1966 г. он получил звание Героя Социалистического Труда.


С Волгой связана вся семья прославленного капитана: его супруга Лидия Анатольевна была судовым поваром, затем лаборантом в больнице водников, а выросшие на судах дети Леонид, Людмила и Вячеслав имеют речное образование.


Дочь Людмила Леонидовна вспоминает самый трудный период жизни отца — время болезни:


— Он стойко сопротивлялся ей. Это видели все, кто спешил с ним пообщаться, произнести добрые слова, которые не успел сказать раньше. А он, как всегда открытый для всех, не терял чувства юмора и в этот трудный момент.


Подрастают внуки Леонида Васильевича Михаил, Леонид, Дмитрий, Дарья, Алеша, Юрий, Анастасия, Данилка, правнук Леонид. Может, кто-нибудь из них и завершит полное жизнеописание деда, на примере которого речники будут учиться работать на благо великой Волги.


Ю. Чуркин, главный инженер завода им. Бутякова:


— Впервые я увидел капитана Л. Пушкарева холодной осенью 1956 г. Рано пришли заморозки, и деревянные баржи застряли во льдах, не дойдя до места назначения. Буксир «Паладин» за сутки освободил лишь одну баржу. Тогда начальник Волжского пароходства Горбунов обратился к капитану теплохода «Адмирал Ушаков»: «Леня, выручай!»


За сутки 40 барж были освобождены. Работал Леонид Васильевич с душой и страстью, и во всех его действиях чувствовалась сила и воля капитана. Уходил он вверх по Волге как победитель, подняв все вымпелы на теплоходе.


СПРАВКА


Леонид Васильевич Пушкарев родился 10 июня 1926 г. на Волге в Верхнем Услоне.


На речном транспорте начал работать в 1941 г., когда ему было 14 лет, матросом на пароходе «Иркутск». С 1951 г. — капитан этого  судна. В 1953 г. назначен капитаном теплохода «Адмирал Ушаков».


В 1960-1964 гг. — капитан теплохода «Волго-Дон-1». В 1963 г. окончил Горьковское речное училище им. И.П. Кулибина с правом занимать должность капитана на судах всех групп. В 1971 г. окончил ГИИВТ по специальности «Судовождение на внутренних водных путях» с квалификацией инженера-судоводителя.


В 1964 г. начал работать капитаном-наставником в Волжском пароходстве, с 1973 г. — начальник судоходной инспекции ВОРПа.


С 1987 г. на заслуженном отдыхе. Умер 7 ноября 1995 г. В настоящее время по Волге ходит теплоход его имени — «Капитан Пушкарев».


_______________________________



следом из-под моста выходит "Федор Шаляпин" - бывший "Клемент Ворошилов"



пропустив обоих - мы уходим на судовой ход




и уходим под Саратовский мост


Этот мост - одна из достопримечательностей города. На первом снимке виден остров, на котором расположен пляж сразу двух городов, которые соединяет мост - Саратова и Энгельса - того самого Энгельса, где делают троллейбусы ЗиУ (Троллейбусный завод им. Урицкого).


Начнем с того, что этот мост был главным героем фильма - "Строится Мост" режисера Олега Ефремова. В те годы Олег Николаевич возглавлял московский театр "Современник". И он задействовал в съемках кинофильма всю труппу. Весь материал был отснят за лето 1964 года, а в 1965 году фильм вышел на экраны. В том же, 1965-м, году 10 июля было открыто движение по мосту.


Проект моста был создан в институте "Гипротрансмост" В.М.Иодзевичем, В.Н. Ивановым. Строительство было завершено весной-летом 1965 года. По мосту проходила трасса междугородной троллейбусной линии. В марте 2004 года произошло обрушение нескольких опор контактной сети. Последующее обследование показало, что необходим капремонт моста, а для продолжения эксплуатации моста было решено убрать эти опоры полностью. На ночь мост закрывался и движение осуществлялось по новому мосту у села Пристанное (обводная дорога).


Надо отметить, что на момент постройки это был самый длинный мост в Европе - его длина составляет 2803,7 метра. Для сравнения - новый мост (у с. Пристанное) - 1315,9 м (при общей длине мостового перехода 12760 м), длина нового моста в Ульяновске - 5 825 м, общая длина мостового перехода — 12 970 м, старого Ульяновского моста (двойного) - до постройки старого Саратовского моста он был длиннейшим в Европе - длина самого моста - 2800 метров.



панорама Саратовской Набережной



ДТС-5



Волго-Балт-229 и ОМ решили поиграть в "догонялки"



утром просыпаюсь в шлюзе Балаковской ГЭС. Вместе с нами шлюзуется ведомственный теплоход "Балаковская АЭС" (тип Московский)



по выходу из шлюза нам встречается Амур-2526



и вот такая процессия - МБ-1223, Caspian Protector (судно-спасатель для каспийского шельфа), Капитан Ерофеев



а там - дрова!



ближе к Хвалынску встречаем "Славгород"



а вот и порт Хвалынск - о прогулке по городу смотреть здесь



пока отползаем (задним ходом и с диким матом - подход к Хвалынску просто ужасный) встречаем местный паром - он ходит в расположенное напротив города село Духовницкое. Вечер подполхзает медленно, на реке - никого. Завтра - Самара.



с. Винновка (Самарская обл.) - тут идет строительство целого монастырского комплекса



обгоняем состав с песком - ну пора в каюту - за вещами. Через полтора часа мы высадились в Самаре. А "Композитор Глазунов" пошел дальше - в Череповец.


_____________________________________________________________________________________


1 - так назвал фигуры на фасаде здания Саратовской консерватории один экскурсовод. Меня тогда пробило реально - пришлось отойти от группы метров на десять, дабы не смутить их смехом своим.



Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments