rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Category:

На ладейную "верфь"...



За свой 31 год мне пришлось бывать на разных заводах - авиация, космонавтика, переработка нефти и газа, металлургия. А вот на автозаводе - как-то ни разу.
И вот - попал. Да еще на "флагман советского автопрома" - именно так всегда именовался ВАЗ.
Сейчас - это фактически единственный завод в России, производящий автомобили собственной конструкции. Остальные - либо лицензионные копии (Волга Сайбер) или банальная отверточная сборка. АЗЛК почил в бозе, ЗиЛ еще в начале 90-х годов свернул свое легковое производство, да и сейчас ни жив ни мертв.
О проблемах АвтоВАЗа сказано уже много. Завод жив. Переживает второй "брак по расчету" - теперь с Рено. Первый - с GM - находится в непонятном состоянии - шевви-нива собирается на отдельном производстве, отгороженном от основной территории ВАЗа, хотя двигатели и трансмиссия собирается на основном заводе.
На основном заводе тоже два конвейера. Старый, длиной 1,6 км и новый - на котором собирается Калина. Вероятно на нем же будет собираться и Гранта. Где будет собираться Р90(совместная разработка ВАЗ-Рено) - пока не ясно. Хотя кузов новой машины я видел и именно в "калинчатом" корпусе.
Вообще что будет дальше - пока трудно сказать. Хотя ясно одно - АвтоВАЗ - предприятие даже не градообразуенщее. Я бы сказал - областеобразующее - ведь огромное количество налоговых поступлений в области - за счет АвтоВАЗа. Так что никто в гибели завода не заинтересован - как никак это более 70000 человек.
Но обо всем по порядку. Стартуем в восемь утра от здания областной администрации. Транспорт - ГОЛАЗ-52911 - он же Scania Irizar Century. Пока народ собирается - снимаю автобус.





Пролетев по М5 в Тольятти приезжаем на завод. На М5 видимость никакая - дождь и дымка.
По приезду в Тольятти приезжаем сразу на завод - первая остановка у старого конвейера, который еще строился совместно с итальянцами (ВАЗ начинался как лицензионная копия FIAT 124). Конечно с тех пор многое поменялось. Но в общем и целом - все те же три нити, каждая длиной 1,6 км. Здесь собирают все нынешние модели завода, за исключением Калины. Приоры, девятое семейство, классика, Нива 4х4 - все тут. Собственно это "санитарная остановка" - что бы народ смог посетить клозет, перекурить.

одна из технологических вставок

Так на заводе называют вот такие строения на здании главного конвейера. на втором этаже - раздевалки, душевые, столовые. По моим подсчетам - таких штук 10 на все здание - корпус сам длиной 2 км. Собственно в таких "технологических вставках" (так называют их заводчане) и находятся входы в корпус и санузлы. Все спроектировано так, что бы рабочим было идти недалеко от рабочего места. Конвейер Калины несколько иной - он представляет в плане змеевик.
Здесь же наблюдаю и технологический транспорт ВАЗа. Есть тяжелые машины, но они стояли на стоянках. Легкие же машины в массе представлены машинами ВАЗ-2105/07. Их видно сразу - по регистрационному номеру - ** ** ваз (он как раз на заставке поста). Такие машины не выезжают в город и работают только на заводе. Машины, имеющие право выезда в город имеют стандартные номера. Легкий транспорт делится на две группы - часть машин превращены в пикапы (в свое время таких множество колесило по городам) и обычные легковые машины для перевозки пассажиров. На борту - нанесено название подразделения, к которому приписана машина.





Комплекс заводоуправления, ОПП - за территорией


один из проверочных стендов старого конвейера


после проверки на стенде и отладки (в случае обнаружения) каких-либо проблем в сборке и их устранения машина отправляется в очередь на приемку. Далее - товарная площадка - автовоз - дилер


...Они шагали в ряд... - внизу организованной толпой наша группа, по верхнему ярусу едут еще пустые кузова Калин

Собственно говоря мы пошли по конвейеру в обратном порядке - от участков, где с конвейера сходит готовая машина. Как я уже говорил - конвейер в плане представляет змеевик. Это уменьшает габариты здания. Переходы по "коленам" сделаны по верху, дабы не блокировать проходы к рабочим местам. Вообще на конвейере кроме подачи узлов и агрегатов все собирается в ручную при помощи различных приспособлений.

площадка готовой продукции

Отсюда - на приемку - и далее по вышеописанному пути к дилеру. Или в заводское АТП. Кстати на испытательном участке цеха увидел и новую модель ВАЗа - но о ней позже.

собственно сами стенды


эти машины ждут приемку


монтаж деталей салона


обернулся ровно на 180 градусов - тут готовая машина получает порцию технологических жидкостей. Судя по тому куда был подведен шланг - заливали тормозную жидкость


на заднем крыле - техкарта со всей комплектацией


не все слушали инструктаж

Лента конвейера, да собственно как и все рабочие места - в желтой зоне. Посетителям туда категорически запрещается заходить. Но ведь пока по башке не даст ... Черные пластиковые накладки на передних крыльях - защита, снимается только перед закрытием капота на готовой машине.

Тут же на сборке заполняется технологическая документация


Затяжка колесных гаек... Таку хреновину - да в гараж :)


Здесь видно разделение на желтую и зеленую зоны. Желтая - рабочая, зеленая - транспортная


подъем на верх, проход колена и спуск.


собственно - окончание сборочной линии шасси


сборка шасси


Двигатель, КПП, привода уже на месте


Кто, бл...ь, сказал что Челябинск - суровый город?


Вентилятор охлаждения на своем месте. Осталось только подсоединить все провода и патрубки


установка двигателя и кпп

Собственно процес выглядит так - на таких "столах" задний мост и двигатель в блоке с КПП поступают на линию. Идут они с четким промежутком, соответствующим посадочным местам выше означенных узлов и агрегатов. Двигатель поднимается вверх, выравнивается, и заводится на посадочные места. Зеленая часть стола двигается вправо-влево от оси конвейера и позволяет выровнять двигатель относительно посадочных мест.

Привода как видно ставятся еще на механосборочном производстве. Собственно как раз рабочие выравнивают двигатель


окончательная подгонка и крепеж. Силовой агрегат на месте.


напомню - мы движемся в противоположную движения конвейера строну. Тут - установка тормозов и АБС








Это - некомплектная Калина-Спорт. Нет соответствующего этой модификации переднего бампера (в салоне лежал классический калиновский). Собственно это единственная некомплектная машина, которая мне попалась. Не сравнить с первой половиной 90-х, когда некомплекты стояли на площадке готовой продукции, а то и уходили диллерам.


Не знаю как у них - но тут числа 13 не боятся



Собственно - это один из вариантов будущего завода - дитя "от второго брака" с Рено. За основу явно взят Renault Logan - выдают "фамильные черты". Машина пойдет в серию в 2012 году. Здесь видимо один из предсерийных аппаратов. Конечно хочется надеяться, что эта машина выведет завод на новый уровень качества. Но... в общем пути нашей жизни неисповедимы. И как сложится судьба новой машины - неясно. По крайней мере ясно одно - эта машина займет место "зубил" в нынешней программе ВАЗа, как Гранта - место нынешней Калины-седана.

пора покидать завод - проходим через участок приемки


Среди готовой продукции тут было необычно видеть ВАЗ-2105 для внутренего транспорта



Далее садимся в автобусы, нас провозят по территории завода - и уезжаем домой.


на фото в заголовке - пикап на базе ВАЗ-2105 - таких на заводе весьма много - они часть технологического автопарка. Машины с таким регистрационным номером работают только на территории завода
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments