rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Categories:

Переправа, переправа - берег левый, берег правый...

Как и в прошлом году - традиционно решил открыть навигацию. Конечно можно возразить - зачем на ОМике идти, ведь есть частные паромы, которые ходят по заполнению, переправа для пассажира на них дешевле. Да вот проблема в том, что паромы эти появились недавно, а вот ОМик носится на линии Самара - Рождествено уже многие годы. Но обо всем по порядку.
Уже многие годы навигация у Самары открывается не приходом флагмана из Нижнего Новгорода, а тихо и неспешно - начинает действовать переправа. В былые годы она начинала работать даже раньше, чем из затона Волготанкера выходили танкеры и брали груз.

ОМ-142 уже вышел из затона и пока стоит в резерве

Эта пассажирская линия (да и грузовая) существует давно. По сути - это своеобразная "Дорога Жизни" для живущих в селе. Ведь немалое количество жителей Рождествено работает в городе. До постройки ГЭС у Тольятти паром фактически был связующим звеном Московского тракта, который теперь уже не действует - построена федеральная магистраль М5 "Урал". А до постройки ГЭС - дорога с Урала и из оренбургских степей на Москву шла именно тут - приходила на Ульяновский спуск, потом паромом в Рождествено, далее через Жигулевские горы и по проселкам на Сосновый солонец. Далее от Соснового солонца - по трассе нынешней М5. Постройка Жигулевской ГЭС и в последствии М5 упростила ситуацию. Но если на машине надо попасть в Бахилову поляну, Богатырь, Ширяево - все едино - сделаешь круг через Тольятти и Жигулевск. Да и кроме Рождествено в предгорьях Жигулей находится несколько сел - Новинки, Шелехметь, Выползово, Подгоры, Гаврилова Поляна (хотя сейчас это дачный поселок фактически). Вообщем с утратой функции дороги к столице переправа все равно оставалась связующим звеном между городом и расположенными в предгорьях сел и предприятий.
Если грузовая пристань еще в конце 50-х переехала на спуск им. Лейтенанта Шмидта, то пассажирская пристань оставалась на старом речном вокзале. После его переноса в первой половине 70-х годов пристань перенесли на Ульяновский спуск.
В конце 80-х на грузовой переправе старые самоходки немецкой постройки заменили теплоходы типа "Окский" - сначала Окский-18, потом к нему добавился Окский-35. Количество рейсов несколько уметшилось. А пассажирскую пристань на Ульяновском спуске упразднили и ОМ стал ходить с речного вокзала. Но когда началась рыночная чихарда - вся оптимизация пошла прахом. Сначала Окские стали переодически подменять другдруга, потом 18-й "занемог" - начались проблемы с дизелями. Окский-18 застыл в затоне у элеватора (где был разделан на металл в 2009 году), а его сменил Окский-35. Количество рейсов сокращалось. Сейчас 35-й выполняет не более пяти рейсов в сутки.
В 2000-е у Самарского речного порта появились конкуренты - сначала это была танко-десантная баржа (обычно его назыввают "воякой"). Вотличии от переправы, обслуживаемой СРП, здесь не было льгот и датирования со стороны области. Потому большинство пассажиров, которым льготы не светили перебрались на вояку. Потом к нему добавились два парома Самарского Судоходного агенства - "Бурлак" и "Первый". В прошлом, 2010-м году, к ним добавился СП-103. Секрет успеха альтернативной грузовой переправы был в размере судов - они работали по заполнению. И пока Окский стоял, они возили машины и пассажиров.
Еще одним изменением стало закрытие ОП Подгалятино. Тут даже пристани не было. На берегу стояла лесопилка. Сюда приводили плоты, разбирали их и производили распиловку. Потом плоты кончились, лесопилка обанкротилась. В 2000-е годы она была окончательно разобрана и на месте нее возникла турбаза.
Другая проблема Окского в том, что судно этого типа не расчитанно на работу на местных линиях. Окские строились для дальних рейсов на небольших реках с выходом в водохранилища Волги. Когда объем перевозок стал падать - многие суда этого типа стали оставаться без работы - малые реки мелели, а работы не хватало более крупным и мореходным судам. Часть окских переоборудованы были в танкеры. Конечно эти суда-площадки могли бы быть задействованы на перевозке контейнеров. Но увы - они и в советские времена нередко оставались без работы.
В зимнее время поначалу использовали вертолеты - работал обычно Ми-8 Смышляевского авиаотряда. Во время рынка и такой способ переправы оказался нерентабельным. Ситуацию исправили появившиеся СВП - Марсы, Хивусы и прочие. Теперь они работают круглый год. Не самый лучший вариант, но по крайней мере всесезонный.
Но от экскурса в историю вернемся на переправу.
И так - на причале стоит ОМ-142, а переправляться мы будем на ОМ-338. Пока его жду - снимаю отваливающий от стенки речного вокзала ОТ-2112 - видимо сдавался регистру и подошел к стенке что бы высадить инспектора.

ОТ-2112 уходящий от речного вокзала


А вот и 338-й


Дебаркадер ставится у стенки на всю навигацию. Вода уже поднялась и уровень палубы дебаркадера уже выше стенки речного вокзала


А погодка то меняется...

Вообщем ждем. 338-й подвалил к причалу. Принял на борт питьевую воду и приступил к посадке пассажиров. Заходим на дебаркадер, предъявлем билеты - и вперед. ОМ-338 в прошлому году прошел серьезный ремонт, была проведена замена двигателей. Их слышно сразу - вместо характерного тарахтения 3Д6 - вой высокооборотных двигателей. Вероятно установли ЯМЗ-236 - благо опыт по такой замене уже накоплен.

отходим и снимаю на последок ОМ-142


Конец апреля - на зелень даже намека нет


за кормой остался речной вокзал


спуск на ул. Льва Толстого


еще один "классический теплоходный ракурс"




Подходим к ОП "Проран" на острове Поджабном

Пристань здесь тоже имеет свою историю. Сейчас сюда и не каждый рейс ОМик заходит. Но до 60-х годов Проран вполне можно было считать районом г. Куйбышева. Во второй половине XIX века на Поджабном начали зимовать баржи и буксиры общества Нобеля. Потом и поселок повился. Так как баржи тут зимовали - то естественно проводился и их ремонт. В начале 60-х с началом строительства ГЭС в Балаково затон перенесли на новое место - протоку Сухая Самарка. Там же был создан и судоремонтный завод - ныне именуемый "Нефтефлот". А дома были отданы под турбазы предприятий - людей то переселили.

Что за инспекция - неясно - но номеров нет


Отходим от Прорана - дома на заднем плане - бывшее Подгалятино


Пока ОМ заходил в Подгалятино - подходил он сюда

Обычно в Подгалятино ОМ заходил только ранней весной и поздней осенью - когда воложка у Рождествено забита льдом. Носом в берег, спускали носовой трап и производили высадку-посадку.
А вот и рождествено. Проходим мимо складов грузовой пристани колхоза и рыбхоза - был тут такой когда-то. Формально он существует и по ныне. Но только формально.

СП-103 пока стоит - поток машин относительно небольшой. Из-за поздней весны сдвинулось начало дачного сезона


"Темп" стоит у зерноперегружателя. За ним - затонувшая лет 15 назад баржа.


А вот и пристань. Отходит один из СВП, работающих на переправе.




а вот и Окский-35 - у него отправление в рейс в 17-00. Зер гут.

Выхожу и передислоцируюсь на грузовую пристань. До отправления в рейс еще полчаса. Покупаю билет и забираюсь на паром.

в заводях еще попадается лед


ПС-296 - не иначе на переправу пошел работать. Оранжевая емкость - один из буев, показывающий проход в разрушенной дамбе


на палубе... на борту уже стоит фура. Как заезжал он - я не видел - а вот выезд - вот это похлеще показательного выступления фигуристов


Отходим

Вот тут и начинается цирк. Окский - как я уже писал - судно всеж для магистральных перевозок. Носового подруливающего устройства у него нет. Судоводителю надо развернуть судно практически на месте - воложка широкая, а судовой ход весьма узок. Да и старая дамба - сейчас она под водой, но проход в ней крайне узок. Судно отводит корму и встает практически под прямым углом к пристани, сдает самую малость назад, производит перекладку рулей - и вперед. Тут надо изловчиться с первого раза развернуть нос и не снести к е...ни фени пристань. За многие годы наши судоводители отиработали до автоматизма процедуру. Но разворот Окского в таком водоеме - весьма занятное зрелище. Развернулись - и пошли. Но теперь - на Октябрьский спуск.


пока мы крутимся - на ОМе убирают трап - у него тоже отправление в рейс в 17-00


а мы крутимся


338-й должен ретироваться максимально быстро - иначе ему придется выпускать нас. Потому пока мы разворачиваемся - он уходит на Самару


за дамбой в новоявленном "затоне" (кстати торчит рубка "Алабина") оживление


Бурлак тоже должен уходить - но ему нас сначала пропустить надо




на обгон




кильватерная колонна вытягивается и движется на Самару


радуга




Все таки покатушки на грузовом судне - весьма занятное дело. Вид на полубак Окского


338-ого мы догнали - он в отличии от нас заходил на Проран


Волга у Самары совсем пустая - моторок еще практически нет




Вид на Пивзавод и Ульяновский спуск. Это теперь отправная точка "вояки" и "частников". Хотя вояки пока не видно


разное видел - но что бы рында черная... такое первый раз


Самарская площадь


пристань "спуск им. Осипенко" уже на месте


ЖК "Ладья" и ладья на набережной


еще кое-где снег лежит


подходим. На паром уже очередь



началась разгрузка


а вот теперь... смертельный номер - выезд FREIGHTLINERа с фурой


сначала сдать назад до упора


руль до упора влево и вперед, стоп, потом назад, потом - по второму кругу


задача №1 выполнена - тягач стоит перпендикулярно фуре, можно красться к выезду


на первой передаче, малом газу ....


ну вот - прошел - тягач уже на мостках


Ну все - теперь все как обычно - главное - занести нос чуть вперед - дорога крайне узкая и практически сразу поворот практически под 90 градусов и крутой подъем




Вышел и поехал...


Погрузка началась


фото на последок - пора домой.
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments