?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После жарких первых трех дней Муром резко "охладил" погоду. И даже несмотря на то, что с этого дня солнце регулярно висело в небе - все едино жары уже не было. Отвалив от причала в Муроме мы двинулись далее по Оке вниз. Несколько часов хода - и мы в Павлово-на-Оке - родине ПАЗиков - автобусов малого класса, стандартных заменителей газелей, а во многих городах - фактически ставших единственной альтернативой икарусам на городских и междугородных маршрутах, да что там говорить - на своем "горбу" ПАЗы фактически вывезли бизнесс часных перевозок пассажиров. На пару с газелями. И это несмотря на все попытки нижегородских производителей занять рынок переделками импортными передельными фургонами.
От Мурома до Павлово-на-Оке по реке не более 100 км - это пять часов полного хода, даже чуть меньше - все же идем по течению. Поэтому обычно в рассписании традиционной "кругосветки" оба города были в один день. С одной стороны это было оправдано - ведь все основные исторические достопримечательности городов находятся недалеко от пристаней. Но так как из обоих городов есть дополнительные экскурсии - то теплоход и в Муроме и в Павлово стоит целый день, а стоянки разнесены по разным дням. Потому обычно на этом перегоне в Павлово теплоход стоит несколько часов на рейде у Павлово.




Немного о том, что мы прошли ночью. Напротив Мурома - на Нижегородском берегу (по реке проходит граница областей) находится г. Навашино. На одной из стариц Оки здесь был построен судостроительный завод. Несмотря на то, что Ока река вообщем то мелководная в Навашино строились крупные речные суда и даже небольшие морские.

вот так выглядела верфь в Навашино1


готовый к спуску на воду "XXIII съезд КПСС" - головной "Волго-Дон"


у достроечной стенки


буксировка готовой продукции (на гаке - Волго-Дон-55) в Горький - далее по Волге уже своим ходом.

Окская судоверфь и сейчас специализируется на строительстве судов грузоподъемностью до 5000 тонн - глубины в нижнем течении Оки позволяют выводить их на Волгу на буксире. История верфи начинается в 1907 году - Общество Коломенского Машиностроительного завода получило заказ на постройку крупных нефтеналивных барж. Выбор места для постройки новой верфи мотивирован был тем, что не подалеку находился КУлебакский завод - главная металлургическая база общества. Так же постройка новой верфи позволяля снизить практически до нуля перевозки металла по Оке вверх.Кроме того, в восьми верстах от места находился Муром - город с уже имевшимися профессиональными рабочими кадрами. К 1912 году новая верфь становится основным поставщиком барж для волжских пароходств. В советские годы верфь продолжает развиваться - в 1935 году здесь появляется оборудование для крупнотонажного сварного судостроения. Первой сварной баржей становится наливная "Комсомолка Судоплатова" грузоподъемностью 6000 тонн.
Еще одной вехой в жизни верфи стал 1960 год - начато строительство крупных сухогрузных судов типа Волго-Дон. В последствии верфт переходит на строительство судов типа "Волжский" (дальнейшее развитие типа Волго-Дон). Строятся морские суда.
Сейчас основная продукция верфи - наливные суда смешанного (река-море) плавания.


На рейд Павлово мы подошли в районе 5 часов утра. К 8 утра подошли к причалу. Стоять тут будем почти весь день - ждать группу, уехавшую на экскурсию в Богородск. Вообще сработавшая привычка "когда по маршруту идешь впервые - допэкскурсий не брать" подвела...

на рейде стоит "Борис Полевой" - он высадил своих туристов и ущел их ждать на рейд


наплавной мост. Этот мост стоял раньше в Муроме, но с открытием там нового моста (стационарного) наплавной мост перенесли сюда, а старый - отправили на ремонт


сначала идем к местному музею


тут группы разделяются - одна идет в музей, другая на обзорную экскурсию по городу




прибрежная часть города - место скопления купеческих особняков


купцы ныне поплоше - но все же есть


Самое раннее упоминание о Павлове относится к началу второй половины XVI столетия. Первое письменное упоминание о Павлове в грамоте Ивана Грозного датируется 5 апреля 1566 года. Это письменное упоминание условно считается годом основания Павлова. Существует много легенд о происхождении названия города. Одна из них говорит, что он получил свое название по имени некоего переселенца — перевозчика Павла. Согласно другой, город был назван по имени первого посадского в остроге, так как во всех важных документах Павлово упоминалось как Павлов Острог.
В Павлове, кроме стрельцов, под защитой острога селились и ремесленники — кузнецы, жестянщики, медники, бочары, горшечники и другие. Они-то и явились зачинателями металлообрабатывающего промысла, принесшего Павлову всероссийскую славу. Дальнейшему развитию павловских металлических промыслов способствовали близость металла в Выксе и муромских лесах (60-80 километров от Павлова), а также обилие хвойных и лиственных лесов, дававших сырье для производства древесного угля, необходимого в кузнечном деле.
В XVII веке в Павлове преобладали оружейные мастера и замочники. В первой половине XVII века усилилось разделение труда и появилось много новых видов изделий: столовые ножи и вилки, складные ножи, ножницы, бритвы, художественно оформленные металлические изделия. Павлово исстари славилось своими замками. Традиционной продукцией ворсменских металлистов были ножи и вилки столовые, с черенками из перламутра, кости, чёрного дерева, складные и перочинные ножи, кинжалы, художественно оформленные многопредметные ножи, бритвы. Во время Крымской войны здесь было начато производство медико-хирургического инструмента.
С 1918 года Павлово — уездный город Павловского уезда Нижегородской губернии, с 1929 — районный центр Нижегородского (Горьковского) края (Нижегородской области с 1936).


застройка Павлова типична для купечских городков средней полосы России


Это наиболее богатая часть города - первый этаж обычно был магазином или конторой, второй жилой


Павлово-на-Оке кроме купечества обязан своему благополучию и кустарям. К примеру - благодаря Павловским кустарям появилось такое явление, как "Павловский лимон", но об этом чуть ниже.
Наиболее прославились павловские кустари своими металлоизделиями - ножи, ножницы, замки и многое другое расходилось по всему миру. Вообще нижегородская область славилась своими мастерами работы по металлу - кстати именно по этому во время промышленного бума многие заводы старались разместить здесь - ведь под рукой были люди, которые для работы в машиностроительной индустрии практически не требовали обучения.
Продолжительность жизни в Павлово-на-Оке у мужиков - 40 лет. Далее - силикоз легких и могила. Такова была суровая плата за славу.



идем к центральной площади


все улицы, идущие от Оки имееют вот такую кривую форму - такая планировка города выбрана специально


вот и центральная площадь - и ПАЗы


попался и вот такой зверек - МЗМА Москвич М-423




состояние автомобиля - по крайней мере внешне - не ахти...но ведь ездит


ой лимончики вы мои лимончики - памятник павловскому лимону
Ах, лимончики, вы мои лимончики,
Вы растёте у Сары на балкончике!
Ах, лимончики, вы мои лимончики,
Вы растёте у Сары на балкончике!
Вариантов много - чаще Соня или Сара. Сие творение одесских улиц вспомнилось не зря. И хоть, как мы узнаем из песни что если есть у Бени мать, то и есть куда, Беню тоесть, послать. Также выводится еще одна мудрость, что мол если хочешь замуж выйти - сначала узнай, где и как эти самые лимончики достать. Вообще в разных вариантах песня от просто шутливой становится весьма хулиганистой - за такое и хулиганку с годом неба в клеточку прицепить могут. Ну это если без отягчающих.
Вообще лимон в нашей стране - это даже не цитросовый. Это - целый символ. И так - что бы знать где лимончики достать (барышням на выдане это полезно, а мужской части населения тоже полезно - так сказать для общетеоритической подготовки. Не все же Беню посылать).
Считается, что в Павлово лимон попал из турции благодарю купцу И. С. Карачистову. Павловские купцы скупали здесь изделия кустарей (в те годы названия Павлово, Ворсма и т.п. знали во всем мире - в том числе и благодаря ножам местного изготовления ) и продавли их по всей России, да и за рубеж немало вывозилось.
Привезенные из Турции черенки сначала лимонов, а затем и других цитрусовых И. С. Карачистов передал своему родственнику Е. Д. Елагину, который занялся размножением редких заморских растений.
По душе пришлись жителям г. Павлова лимонные деревца с золотистыми плодами. Они стали выращиваться почти в каждом доме павловчан.
Из Павлова цитрусовые вскоре проникли в Горбатов, Богородск, Нижний Новгород, а затем постепенно рас­пространились далеко за пределами Нижегородской гу­бернии. В начале 90-х годов на нижегородской ярмарке продавались плодоносящие лимоны и померанцы в кадках, которые, несомненно, были павловского происхождения.
В 1935 году Наркомземом СССР в г. Павлове были созданы промышленно-показатёльное цитрусовое хозяйство и опорный пункт по изучению и размножению павловского лимона.
По инициативе специалистов опорного пункта впервые проведен учет комнатных лимонов у жителей города, В результате этой работы было выявлено 2840 лимонных деревцев, из них 1500 плодоносящих.
В научно-производственном отчете цитрусового хозяйства за 1936 г. указано, что в его оранжереях в крупных глиняных горшках произрастало 2100 лимонов-маточников.
По имеющимся данным, по состоянию на 1 января 1941 г. в павловском лимонарии насчитывалось 2000 маточных растений старше 5 лет и 34 тыс. в возрасте от 1 до 3 лет. Кроме того, было высажено на укоренение около 50 тысяч черенков.
За короткий период работы цитрусовое хозяйство г. Павлова получило известность далеко за пределами области. В его адрес со всех концов страны поступали многочисленные заявки на высылку саженцев. До Великой Отечественной войны лимонарии вырастил и реализовал 32 тыс. саженцев лимона и 350 штук цитрона.



город стоит на шести холмах, изначально на каждом холме стояла церковь - это церковь Вознесения господня - к ней мы еще сходим




такси однако




теперь тут ресторан


за рестораном стоял самый обычный склад


В Павлово (и это крайне приятно) отлично сохранилась вот такая мещанская застройка, утраченная во многих крупных городах




Эта пара домов попроще - верх деревянный. Хотя в свое время выдвигалась теория, что такая конструкция дома была более эффективна в условиях Средней Полосы России. ТАк это или не так - сейчас такая застройка еще более ценна, так как подобные дома уничтожаются (увы!) в числе первых.






гибрид ввиде Ярославского вокзала в Москве и здания банка на Покровке в Нижнем новгороде - местный банк






церковь Воскресения господня - сейчас она на ремонте. Колокольня и внутренне убранство не сохранилось. Сейчас церковь живет во "временном варианте", а внутри выполнена полностью новая роспись. И надо сказать выполнена очень качественно. Что для современного искусства явление не частое


движемся к музею, после него - обед и свободное время


ИЖ Москвич-412


это раритет правда в лучшем состоянии




торговля на пристани ведется вот с такого "снаряда"




вот и Ярило вышло


ОМ-370 у пристани - явно в нерабочем состоянии


мимо этого агрегата я тоже пройти не смог


от центральной площади нас отделяет рынок


сегодня хоть и будний день - но машин немного


эта часть города нетуристическая - хотя находится и в 10 минутах медленной ходьбы от пристани. Делаем несколько снимков - и ретируемся к Вознесенской церкви






Издали кажется, что Вознесенской неблизко


хотя на самом деле - минут двдцать спокойного подъема в гору


Здесь архитектура опять же деревянно-каменная - причем особенность - дом может быть деревянным, а вот сарай - каменный




вот такая улочка - она пересекает дорогу, по которой мы идем - собственно если по ней идти прямо - выйдешь прямо к Павловскому Автобусному заводу


а мы сворачиваем к церкви - напрво


Пока идем - немного поговорим о градообразующем предприятии - Павловском Автобусном заводе
Первоначально завод был создан как завод автотранспортного инструмента. Было это в 30-е годы. Различные съемники, смазочные шприцы - и еще бог знает что. Инструмент был необходим - шедшая полным ходом индустриализация СССР требовала создания транспортной инфраструктуры. И отсутствие специнструмента, даже не смотря на крайнюю простототу первых крупносерийных отечественных грузовиков - ГАЗ-АА и ЗиС-5 - отсутствие специнтрумента могла капитально затруднить обслуживание и ремонт машин.
Второе рождение завод переживает в 1952 году. В послевоенные годы советский автопром пошел по путии специализации. Раньше один завод делал все подряд, но таким образом снижается качество побочной продукции, затруднительно наращивание темпов производства. ТАк производство п\бронетранспортеров и разведовательных бронемашин переезжает в Арзамас, велосипеды перезжают на другой завод в Горьком, производство самосвалов - в Саранск, автобусов - в Павлово-на-Оке и Курган, цех двигателей выделяется в отдельное прозводство в городе Заволжье, что напротив Городца.
Первоначально в Павлово и Курган был передан автобус ГЗА-651 (ГЗА - Горьковский завод автобусов, в процессе разделения производств фактически слился с ГАЗом). Это была машина на шасси "Газона" ГАЗ-51. Кузов простой деревянно-металлической конструкци и капотной компоновки упрощал освоение производство. И если в Кургане оставались верны полученной "идеологии" модели, то павловчане уже в 1958 году сделали полностью свою машину - ПАЗ-652. Это уже был цельнометаллический автобус с кузовом вагонной компоновки (находился справа от водителя). С 1968 года машина получает индекс 672 и выпускается на базе агрегатов нового модельного ряда - ГАЗ-53.
Небольшие, ладно скороенные автобусы Павловского завода хорошо знают практически вежде. Изначально выпускаемые как служебный транспорт, в конце 80-х в крупных городах они начинают выходить на городские маршруты взамен стоящих без запчастей Икарусов и ЛиАЗов. 672-е уже в 90-е нередко (до появления микроавтобусов "Газель") выходят и на частные маршруты.
Так же жителям крупных городов 672-е знакомы еще и как ритуальные (катафалки проще говоря).
В 1990-м году 672-й полностью уступает место на конвейере машинам семейства 3205, выпускаемых и по сей день.
Сейчас завод входит в группу предприятий "Группа ГАЗ" и в ее структурное подразделение "Русские автобусы". Налажен выпуск к4ак городских так и малых междугородных машин. Завод продолжает жить.








Вознесенская церковь


вид на Павлово с холма




готовимся к отходу


паром - дублирует мост


пока стояли к нам подходила "Анна Ахматова"


отдать носовой!


уходим на Нижний Новгород - завтра выйдем уже в Волгу


Ахматова уходит вверх


ждем разводку моста


путь открыт




на мосту уже скопилась очередь
Вообще планы строительства автомобильного моста в Павлово существуют - поидее строительство должно было начаться сразу после сдачи моста в Муроме. Но - пока ни коня ни воза.








солнце как бы нехотя уходит за горизонт - завтра Нижний Новгород и выход в Волгу.




1 - фотографии из личного архива И. Панфиловой (г. Москвы) и архива диспетчерской Московского речного пароходства
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
skol19
Jul. 7th, 2011 06:50 pm (UTC)
Очень интересный пост. Спасибо! Особенно понравилось про Навашинскую верфь. А про понтонный разводной мост у меня есть своя история. Был наверное классе в пятом. Возвращались через этот мост с пляжа. После того как мост свели и дали машинам зеленый, мост вдруг без сигнала начали разводить. В это время жигули "классика" оказалась прямо на стыке моста, в машине были так же женщины и дети. Какое то время ллюди по обе стороны моста держали машину на руках, пока все не выпрыгнули из нее в воду. А потом машина скрылась в водах оки. Все остались целы, но было очень страшно...
rivershkiper
Jul. 7th, 2011 08:15 pm (UTC)
походу тут типичное рас....дяйство наше
(Deleted comment)
rivershkiper
Jul. 7th, 2011 08:14 pm (UTC)
Перспектив не будет, пока в Москва будет все тянуть на себя. Тоесть пока не появится реальная заинтересованность у молодежи в том, что бы оставаться на родине.
Что касается аппарата - в этой поездке был Canon EOS40 + Sigma EX 24-60mm/2.8
sidorov_spb
Jul. 18th, 2011 03:34 pm (UTC)
Я ТРЕБУЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ БАНКЕТА (ОТЧЕТА)!!!
real_stealth
Oct. 9th, 2011 11:31 am (UTC)
>> готовый к спуску на воду "XXIII съезд КПСС" - головной "Волго-Дон"
это не головной Волго-Дон, а теплоход "XV съезд ВЛКСМ", пятое судно в проекте 507Б (30-е во всей серии Волго-Донов), спущено на воду примерно в мае-июне 1966 года.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

rivershkiper
rivershkiper

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com