?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

И так - сегодня день теплоходоворота - поворачиваем на обратный путь. Утро уже начинается в черте Нижнего Новгорода - одного из самых крупных городов Поволжья, "столицы" речного судоходства еще со времен первых пароходных обществ, столицы Среднего Поволжья. Крупнейшего промышленного центра Волги, судостроительной столицы - подобных характеристик можно привести множество. Также Нижний Новгород не раз играл ключевую роль в истории России - отсюда вышло ополчение Минина и Пожарского на Москву. Здесь ковалась оборона страны и в годы Великой Отечественной войны, в годы Гражданской войны здесь была сформирована Волжская Военная флотилия, залпы орудий которой не раз решали исход боев за поволжские города. Здесь родился и вырос классик русской литературы Максим Горький (урожденный Алексей Максимович Пешков).
Но обо всем по порядку.


Город был основан в 1221 году владимирским князем Георгием Всеволодовичем. Уже позже, в эпоху расцвета феодальной раздробленности город переходил попеременно между Владимирским и Суздальским Княжествами. В результате в 1341 году Нижний Новгород стал столицей Нижегородского-Суздальского княжества и просуществовал в таком качестве формально до 1392 (а реально до 1425 года). С 1425 года город входит в состав Московского княжества (при Василии II) и стал центром Нижегородского уезда.Здесь надо остановиться на происхождении названия города. Сразу отметим тот факт, что к Великому Новгороду название не имеет никакого отношения. Дело в том, что Владимирское княжество новгородцы (имеется ввиду именно Великий Новгород - на момент основания НН весьма влиятельное княжество)называли Низовой землей. Потому город назывался Низовой земли Новогород. Позднее это название трансформировалось в нынешнее - Нижний Новгород.До 1523 года - тоесть до основания Василием III Васильсурска в месте слияния Волги и Суры - город был пограничным постом между волжскими народами и Московским княжеством. Что не говори - а москвичей всегда тут видно не сильно любили. Наследственность, понимаешь... Но вернемся в русло истории. После похода Иоанна IV Грозного на Казань и Астрахань с последующим разгромом Золотой Орды Нижний Новгород потерял свое оборонно-пограничное значение. Крупных войн уже не планировалось, а от мелких стычек с эрзя, мордвой, чувашами спасали крепости, построенные по указу Грозного ниже по течению Волги - Симбирск, Самара, Свияжск, Царицын, Астрахань (напомним - Астрахань - город достаточно молодой, а его предок - Сарай - находился в стороне от нынешнего города). Уже при Петре I город становится губернским, а с 1817 года сюда переносится ярмарка из Макарьева. Все это повлияло на экономическое развитие города. Нижний становится крупным экономическим центром на Волге. Естественно, что сюда стали стекаться и мастеровые. В 1849 году Балахнинский уездный суд подтверждает купчую на участок земли между деревнями Сормово И Мышьяновка. Тут начинается строительство Нижегородского механического завода - именно так началась история завода "Красное Сормово". Завод целенаправлено основывался как многопрофильное предприятие с судостроительной направленностью. Причем прицел брался на производство полного цикла - дабы не зависеть от других поставщиков. К концу XIX века завод становится одним из крупнейших в России, в начале ХХ века успешно конкурирует по многим видам продукции с гигантами русской индустрии - Путиловским и Ижорскими заводами. Завод строит буксирные, пассажирские пароходы, локомотивы, стационарные машины. Уже во второй половине XIX века Нижний Новгород становится центром пассажирского судоходства (здесь надо отметить, что центром наливного судоходства была Самара, благодаря не в последнюю очередь стараниям общества Братьев Нобель). Здесь начинают работать офисы множества речных перевозчиков. Самолетъ, По Волге - эти названия стали историческими. В 1915 году сюда переезжает из Риги в эвакуацию завод "Фельзер и К°". Завод Фельзера еще в 1905 году приобрел лицензию на постройку двигателей системы Дизеля у фирмы MAN. Так началась история еще одного нижегородского индустриального гиганта - завода "Двигатель Революции" (в 90-е годы переименован в РУМО - Русские Моторы). В советские годы завод был ведущим предприятием по постройке судовых дизелей. В годы Гражданской войнв Нижний становится центром Волжской военной флотилии - ее основатель был комиссар Маркин - его именем названа площадь, на которой стоит современный речной вокзал. В 30-е годы территория города разрастается - в черте города оказываются многие окрестные деревни - Сормово, Мышьяновка, Гордеевка, Канавино и многие другие. Индустриализация СССР естественно также пришла в Нижний Новгород (с 1932 по 1990 годы - Горький). Наличие высококласных специалистов, достаточно развитая материально-техническая база, наличие удобных подъездных путей - эти факторы повлияли на решение о строительстве здесь нового завода. Место под завод было выделено за городом (сейчас это Автозаводской район). Так же под сопутствующие производства были перепрофилированы еще несколько небольших предприятий, в частности механический завод "Гудок Октября", который был перепрофилирован на выпуск автобусов на шасси ГАЗа. Завод стал называться ГЗА - Горьковский Завод Автобусов. В городе строится авиационный завод, завод "Гидромаш". Тогда же , в 1932 году, начинает работать Нижегородский машиностроительный завод. Завод занимался выпуском артиллерийской техники. О заводе говорит тот факт, что в период с 1941 по 1945 годы завод построил столько же артиллерийских орудий, сколько выпустила вся промышленность Германии. В годы войны город неоднократно подвергается бомбардировкам, но не смотря на это, предприятия города в годы войны ни на минуту не останавливались. В послевоенные годы город становится "закрытым" - здесь сосредотачиваются оборонные КБ, работающие на оборону. Здесь работает Ростислав Алексеев - создатель советских судов на подводных крыльях. В его КБ создаются образцы боевых экранопланов - судов, использующих для полета над поверхностью т.н. "экранный эффект". Горький выпускает огромный ассортимент продукции для авиации и флота. В городе находится несколько крупных военных учебных заведений - зенитно-ракеное, РВСН, авиации.

ранним утром входим в черту Нижнего Новгорода - первый на нашем пути Мызинский (Карповский) мост на федеральной трассе М7 "Волга". Мост соединяет Мызу - часть Приокского района Нижнего Новгорода с Заречной стороной и конкретно - Автозаводским районом


здесь наступает некое умиротворение - все же уже более привычные "крупногабаритные" волжские пейзажи (хотя мы еще в Оке) - ну все как то на Москве и Оке непривычно миниатюрно.
По судовой трансляции зовут на завтрак - пока завтракаем проскакиваем Молитовский, Метромост (герой анекдота к тому же) и Канавинский мосты - последний стоит перед самым речным вокзалом в устье Оки. Делаем небольшой круг до Чкаловской лестницы и встаем к причалу.
Валерий Павлович вообще хулиган редкостный был. И сиживал частенько на гауптвахте. Например, за свой знаменитый полет под Кировским мостом (сейчас мосту возвращено историческое наименование - Троицкий) в Ленинграде военлет Чкалов В.П. был "награжден" строгачом (строгим выговором) и 30 сутками гарнизонной гаупвахты (взыскания разняться в разных источника х сходятся только в том, что Чкалов "залетел на губу"). С другой стороны - просто хулиганом для этого быть недостаточно - надо иметь стальные нервы, холодную и трезвую голову, идеальную летную выучку. Увы, в последние годы часто пытаются перекроить историю - мол Чкалов под мостом не летал - вроде как свидетелей нет. Так или нет - но В. П. Чкалов остался в памяти не только хулиганом (что греха таить - было дело) но и отличным летчиком.
Но даже на памятнике Валерий Павлович хулиганит. На памятнике в Нижнем Новгороде В. П. Чкалов в летном комбинезоне, натягивает рукавицу на правую руку. Но если посмотреть с определенного ракурса - получается что Чкалов известный жест показывает.
Что же касается метромоста - это один из долгостроев Нижнего Новгорода - строительство моста началось в 1987 году. Только в 2009 году была сдана автомобильная часть, а в 2010-м - пути метрополитена.



на рейде - Александр Свирский (бывший Профессор Звонков)


старинная застройка города соседствует с современными зданиями

отправляемся на экскурсию "Православный Нижний Новгород". Первым нашим пунктом Церковь Собора Пресвятой Богородицы на Рождественнской улице - более она известна как Строгановская.

Строилась эта церковь на деньги Строгановых. Граждане они были лихие, собственно об этой церкви ходит такая легенда - когда Строганов увидел творение мастеров, он приказал выколоть им глаза, дабы они не смогли создать более красивое сооружение.
Такие легенды чаще о царях-князьях ходят, нежели о купцах. Но как показывает практика - в каждой легенде только доля легенды. Так что все возможно, тем более что род Строгановых прославился не только основанием заводов, освоением Урала, но и весьма жестокими методами управления своими вотчинами. Так или нет - но церковь действительно поражает своей ювелирностью. Хотя ради справедливости надо отметить, что сооружение весьма крупное.


Строительство началось в 1696 году. К 17901 году храм был почти готов - уже велись работы по внутренней отделке. Но в храме происходит пожар. Начинаются работы по реставрации и церковь освещают только в 1719 году. А уже в 1722-м она была закрыта по указанию Петра I и простояла в таком состоянии до 1722 году.


В XVIII веке церковь неоднократно горела. Новый этап ее жизни начался после реставрации 1807-1812 годов. В 1820-1823 годах была возведена стена-подкреп из камней разобранной Рождественнской церкви, колокольня была соединена с церковью крытым переходом.


Церковь стоит на весьма крутом волжском берегу. В 60-е годы начался неоратимый наклон колокольни - за 20 лет она отклонилась от оси на 1,2 метра. И в 1883 году два верхних яруса были разобраны и сложены заново. Также с 1870 по 1880 годы сама церковь была капитально отреставрирована. Следующая реставрация была проведена в 1913 году.
В 30-е годы ХХ века церковь была закрыта, а повторно освящена в 1993 году.


Еще одной интересной особенностью церкви являются астронамические часы, установленные на колокольне. С ними связан один эпизод в жизни Ивана Кулибина - будучи 15-летним подростком он восстановил механизм (кем были созданы часы - история умалчивает). В середине XIX века оригинальный механизм был утрачен, а в 1879 году вместо него был установлен механизм, изготовленный фабрикой Иоганна Фридриха Войле. В 1917 году часы были демонтированы и переданы в местный музей.
В 2004-2005 годах механизм был восстановлен калужским мастером Александром Георгиевичем Красниковым. Причем удалось сохранить большинство оригинальных деталей. Так же заново были изготовлены циферблаты.


строгановская церковь чем то даже похожа на сказочный терем. Или так должна выглядеть церковь в сказке. Ювелирная красота здания привлекала художников

вот и сейчас юные художники пытаются запечатлеть красоту давно минувших дней

некоторые более расслаблено воспринимают процесс...

...Братский хор умолк, снова перезвон,
только слышно мне, как со всех сторон:
- Господи, помилуй!
Иеромонах Роман, в миру - Александр Иванович Матюшин (род. - 1954)

двигаемся дальше - на берег Оки

застройка противоположной стороны улицы выполнена в том же стиле

Следующий пункт - Благовещенский мужской монастырь. На верху - фигура Архангела Гавриила

Монастырь восстановлен относительно недавно - кстати тут самые "зверское" отношение к фото и видеосъемке - запрещено. Вообще традиционно на территории монастырей нельзя снимать насельников и священнослужителей (хотя - возможно отступление от этого правила с благословения настоятеля). Но так как нас никто за руку не хватал - снимаем, соблюдая определенные правила. В результате никто ничего нам не сказал. Если честно - я не совсем понимаю полный запрет фотосъемки в монастыре. Если еще запрет но фотосъемку, скажем в мечети понятен - по канонам ислама вообще запрещено изображать людей - то в православном монастыре... Вообщем - священнослужителей и насельников не снимаем, а здания - я думаю тут ничего страшного не произошло.


Территория монастыря небольшая, весьма аккуратная и ухоженная

Алексиевская церковь - в ней с 1948 по 2005 годы размещался Нижегородский планетарий (сейчас он перенесен в новое здание рядом с госцирком по адресу ул. Революционная, 20)


в дали видна "Стрелка" - мыс, разделяющий Волгу и Оку, на нем - храм Александра Невского

так выглядел монастырь в начале ХХ века (фото - ru.wikipedia.org)
Благовещенский монастырь был основан в 1221 году, одновременно с закладкой Нижнего Новгорода. Но уже в 1229 году монастырь был разорен войском эрзянского князя Пургаса. В 20-е годы XIV века в монастре вновь появляются насельники. Но в 1369 году новая напасть - обильный снег обвалил многие постройки монастыря. Не обошлось без жертв среди иноков.


Благовещенский собор. Покосившийся купол - след урагана 60-х годов ХХ века
Возрождению обитель обязана Митрополиту Алексию. В 1357 году, направляясь в Золотую Орду он остановился на отдых в Нижнем Новгороде и увидел картину запустения, царившую в монастыре. И дал обет, что в случае успешного завершения визита в Орду он восстановит обитель. Из Орды Митрополит был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега. Обет был исполнен в 1370 году.
С тех пор Благовещенский монастырь был приписан к митрополичьему, а с учреждением патриаршества (1589 г.) — к патриаршему домам, став крупным феодально-хозяйственным комплексом края. В 1649 году возводится Благовещенский собор с четырёхъярусным иконостасом и фресковой росписью. Позднее — Успенская и Алексиевская церковь.


Успенская церковь

К Благовещенскому собору пристроена Сергиевская церковь
Повторно монастырь был освящен в 1993 году. Тогда же было открыто здесь духовное училище. Позднее преобразовано в духовную семинарию. Полностью монастырь был возвращен церкви в 2005 году, когда из здания Алексиевской церкви съехал планетарий.
Теперь едем на Волгу - к Вознесенскому Печерскому монастырю.

Схема Вознесенского Печерского монастыря

1. Вознесенский собор
2. Колокольня
3. Успенская церковь
4. Церковь Петра и Павла (бывшая Больничная во Макария Желтоводского)
5. Надвратная (Евфимиевская) церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского (1645 г.)
6. Архиереский корпус и Домовой храм с церковью во имя св. преп. Сергия Радонежского
7. Игуменский (Палладиевский) корпус
8. Святые врата, башни и стены монастырской ограды
9. Музей
10. Братский корпус
Монастырь находится на территории района Верхние Печеры. Это один из т.н. "спальных" районов Нижнего Новгорода. Массовая застройка начинается здесь в 1970 году. Поначалу микрорайоны, которые появлялись тут просто получали номера. Таким образом, микрорайоны, построенные с 1970 по 1990 годы (а именно №№1-4) именуют Старыми Верхними Печерами, а то что построено позднее (южнее Касьяновского оврага) - Новыми.


для автобусов организованна стоянка прямо под стеной

проходим через Святые врата и идем к основному комплексу. Справа - Надвратная (Евфимиевская) церковь во имя св. преп. Евфимия Суздальского

Архиереский корпус и Домовой храм с церковью во имя св. преп. Сергия Радонежского, сразу за ним - братский корпус

Вознесенский собор

Успенская церковь и трапезная

Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился.
Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня.
Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата.
Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско Нижегородского княжества. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись. Среди духовных чад Святителя Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленых в лике святых: Св. Евфимий Суздальский и Св. Макарий Унженский и Желтоводский. По преданию они родились в соседних домах на площади перед церковью Свв. Жен Мироносиц. В разное время они приходят в Печерский монастырь и становятся его иноками. Впоследствии эти ученики Св. Дионисия станут основателями новых обителей (Св. Евфимий — в Суздале, а Св. Макарий в ещё неосвоенном тогда Заволжье).
Другой инок Печерского монастыря, философ Павел Высокий, становится учителем будущей супруги Дмитрия Донского, Евдокии (Св. Евфросинии) Московской. В Печерском монастыре жил Авраамий Галичский, ученик Сергия Радонежского.
В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигло величайшее несчастие: 18 июня, в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы.
В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесён на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня.
Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.
В 1640—1650х гг. нижегородским архитектором Антипой Константиновым (Возоулиным) построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь прп. Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом прп. Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году.
В разное время монастырь имел свои больницы, богадельни, где получали помощь престарелые и нищие; оказывал большие услуги не только частным лицам, но и целому государству: снабжал войска деньгами, хлебом и различной провизией, а также посылал за свой счёт сформированных ратников в царские войска.
В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.
Монастырь возвращен церкви и повторно освящен в 1994 году.


Вознесенский собор и колокольня

Церковь Петра и Павла (бывшая Больничная во Макария Желтоводского)

Святые врата

опора канатной дороги, которая пойдет из Нижнего Новгорода в Бор - пока альтернативы паромной переправе нет

Отсюда уезжаем обратно на Речной вокзал. Пора идти дальше.
Непривычно тихим в это раз оказался участок от Нижнего Новгорода до Городца - обычно суда здесь идут сплошным потоком. Сегодня же - судоходство далеко не самое интенсивное.


Балахнинский рейд

вид из рубки

навстречу проходит "Феликс Дзержинский" - после нескольких навигаций в весьма своеобразной окраске ныне теплоход работает в стандартной водоходовской "ливрее"

Здесь же, у Балахны, оборудован причал ТК ГАМА - тут же на достройке стоит теплоход проекта ПСК-04 "Сура" - заднеколесный теплоход с колесами системы Евгения Фальмонова

Вот и Горьковское водохранилище





традиционно по берегам возникают новые коттеджные поселки - такое ощущение, что скоро берегов не останется - одни коттджи остануться

Хто тут?

Юрьевец

авиационное сопровождение как всегда - в полной боевой...

под вечер нас догнал "Илья Репин"

Традиционное приветствие палубным освещением

и побежали дальше



вот и луна показалась. Завтра - Кострома и Ярославль.
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
ex_tritopor
Jul. 24th, 2011 12:22 pm (UTC)
>толицы Среднего Поволжья

Нижний - Верхняя Волга, а не Средняя.
rivershkiper
Jul. 24th, 2011 12:33 pm (UTC)
Разве? Помоему как раз с Нижнего Новгорода начинается Среднее Поволжье.
frocush
Jul. 24th, 2011 03:07 pm (UTC)
Смотря какая часть Нижнего Новгорода. Средняя Волга - от места впадения Оки до Камского устья.
rivershkiper
Jul. 24th, 2011 07:17 pm (UTC)
Все же до устья р. Самары.
frocush
Jul. 24th, 2011 07:40 pm (UTC)
Что-то у меня другие данные. Верхняя Волга от истока до устья Оки, средняя Волга от впадения Оки до устья Камы, нижняя Волга от впадения Камы до устья.
klift
Jul. 24th, 2011 05:38 pm (UTC)

Спасибо, и фото, и рассказ интересные!
celticsarcher
Jul. 25th, 2011 05:36 am (UTC)
очень красивая Строгановская церковь. Купола такие необычные.
rivershkiper
Jul. 25th, 2011 05:46 am (UTC)
Так получилось - я ее после восстановления впервые увидел в 2005-м. С тех пор - каждый визит в НН начинается с нее. Кстати от нее практически напрямую можно выйти к домику Каширина (туда мы в этот раз не пошли - привязаны к экскурсии были)
(Deleted comment)
rivershkiper
Jul. 25th, 2011 06:46 am (UTC)
Вам просто с погодой повезло - глиссируещее судно всегда прыгает на волне как сайгак. Не даром Алексеев строил именно суда на подводных крыльях. Что же касается недавних событий - как бы это цинично не звучало, но это трагическое совпадение целого ряда обстоятельств.
(Deleted comment)
chumilo
Aug. 3rd, 2011 01:03 pm (UTC)
Спасибо за историю Нижнего Новгорода!

Кстати, не знал, что колёсные суда ещё строят. В чём их преимущество перед винтовыми?
kostello_irq
Aug. 29th, 2011 10:21 am (UTC)
Возможность ходить по заросшим протокам, так как водоросли на винт не наматываются в силу его отсутствия. Такие суда могут ходить и по мелководью - колесо сломать труднее, чем винт.

В случае судов с колёсами по бортам - возможность развернуться на месте, работая машинами "враздрай".
rivershkiper
Aug. 29th, 2011 10:37 am (UTC)
Сломать колесо не сложнее чем винт. Например напоровшись на топляк.
Опять же - здесь колесо несколько иное, чем на классических пароходах.
Впринципе пока виден только один эффект - ходить по рекам с минимальным запасом глубины (для современных теплоходов требуется минимум 0,5 м запаса)
kostello_irq
Aug. 29th, 2011 10:42 am (UTC)
Информация была взята из форума КиЯ. Я думаю, что такое суждение связано стем, что обороты колеса принципиально меньше.

На сайтах американских самодельщиков видел несколько проектов плавдач с колёсным движетелем. Для плавдачи хорошее решение - и дань стилю, и удобство на малых реках.
rivershkiper
Aug. 29th, 2011 10:49 am (UTC)
Не скажу про заднеколесные пароходы - нет данных, но ЕМНИП, у пароходов проекта 737 была не более 100 об/мин (на полном ходу), если не меньше - посмотреть надо поточнее.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

rivershkiper
rivershkiper

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com