?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня день двух городов - Костромы и Ярославля. Утром прибываем в Кострому. Я в свое время отметил интересный факт - люди, которые попадают в Кострому впервые нередко удивлены тем, что Кострома - областной центр. Например - в Костроме 297 тысяч жителей, В Ярославле - 591,5 тысячи. Для сравнения в Тольятти проживает почти восемьсот тысяч.
Хотя может быть именно такая "миниатюрность" позволила сохранить городу все основные черты провинциальных городов России XVIII - XIX веков. Как ни крути - Кострома неоднократно становилась съемочной площадкой. Один из самых известных фильмов, снимавшихся здесь - "Жестокий Романс". Причем в фильме показаны старые дебаркадеры речного вокзала, замененные ныне безликими понтонами. Причем в кадре регулярно появляются волжские пароходы - Ласточка (Спартак), Святая Ольга (Достоевский), паровой буксир Самара (ЕМНИП - Герой Павел Кожаев).
Вообще лента отлично показывает Кострому начала 80-х годов. М если присмотреться - город с тех пор не сильно изменился. А оно кстати может и хорошо.
А когда отходили из Костромы - на уровне подсознание звучал марш из кинофильма "Жестокий Романс". Сейчас не вспомню - но какой-то волжский теплоход всегда уходит под этот марш.

Первое что видит турист, прибывающий в Кострому снизу - мосты - автомобильный (на переднем плане) и железнодорожный

Датой основания Костромы официально считается 1152 год. Эту дату предложил историк В. Н. Татищев, связав это событие с деятельностью Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси. Достоверных указаний на это нет, равно как не имеет научной поддержки и гипотеза, согласно которой Кострома была основана существенно раньше, в середине IX века, в виде городка со смешанным славяно-мерянским населением.
Большинство исследователей считают, что в древние времена существовало поселение на правом берегу Волги, на территории большого села Городище, а торгово-ремесленный посад на левом берегу появился в XI—XII веке, на высоком берегу притока Волги — реки Сулы. Позднее, в конце 1230-х гг., по указу великого князя Ярослава Всеволодовича на этом месте была возведена крепость.
Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. В этом году ростовский князь Константин сжёг принадлежавшую ему Кострому, которая поддержала его брата — владимирского князя Юрия, и отвёл пленных жителей города в удельный Ростов: «и пожже ю всю, а люди изымаша». После победы Константин в 1216—1217 году передал Кострому в удел своему малолетнему сыну Василию.
Достоверно неизвестна судьба Костромы во время нашествия Батыя в 1238 году: захватчики «попленили все на Волге до Галича Мерьского» (имеется ввиду ныешний г. Галич - райцентр Галического района Костромской области).
После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого покровителя Феодора Стратилата, имя которого он носил в крещении. В 1246 году город перешёл в удельное владение малолетнего младшего сына Ярослава Всеволодовича — Василия. В этом же году Кострома становится столицей Костромского удельного княжества, которое выделилось из состава Владимиро-Суздальской Руси
В 1272 году Василий Ярославич стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, тем самым сделав город столицей Северо-Восточной Руси до своей кончины в 1276 году. Во времена правления Василия Ярославича в Костроме был основан Спасо-Запрудненский монастырь.
В XIII—XIV веках вокруг Костромы возникают укреплённые монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1364 году Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства. Деревянный город в устье Сулы нередко подвергался грабительским нападения ушкуйников, поэтому в 1419 г. он был перенесён на новое возвышенное место, которое и стало известно как Костромской кремль. Именно там был выстроено первое в городе каменное здание — Успенский собор.
В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ипатьевском монастыре в 1613 году был призван на царство Михаил Фёдорович Романов, и, таким образом, Кострома стала «колыбелью» царской и императорской династии Романовых.
После Смутного времени в Костроме были заново отстроены оборонительные укрепления кремля, а вокруг раскинулся обширный торгово-ремесленный посад и слободы. К середине XVII в. Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси (в 1628—1630 гг. в Костроме было, не считая слобод, 2 собора, 4 монастыря, 84 приходские церкви, 1633 двора, 489 лавок и амбаров; по переписи 1650 года — уже 2068 дворов). В это время Кострома — крупный ремесленный город с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили развитие кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр с мясными, мучными, соляными, калашными, шубными торговыми рядами, в городе была учреждена английская фактория.
В второй половине XVII века в Костроме сформировалась выдающаяся школа фресковой и иконной живописи, самыми яркими представителями которой стали Гурий Никитин и Сила Савин. Их артели принадлежат уникальные росписи в крупнейших монастырях и храмах Москвы, Ярославля, Суздаля, Ростова Великого, Переславля-Залесского и других городов.
В 1702 году Кострома была по количеству населения пятым городом России. В результате петровских реформ Кострома в 1708 году стала провинциальным городом Московской губернии. 16 июля 1744 года учреждена Костромская епархия.
В 1767 году Екатерина II учредила герб города с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. После пожара 1773 года основательно перестраивается кремль и близлежащие кварталы, возводится новый гостиный двор. К концу века была закончена соборная колокольня, которая высилась над окружающей застройкой, тем самым организовывая пространственную среду города. С 1778 года Кострома стала центром Костромского наместничества. В 1781 году императрица Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы. Были засыпаны ставшие ненужными оборонительные рвы, срыты по большей части валы вокруг кремля, началась застройка нынешнего центра города торговыми рядами и гражданскими зданиями.
C середины XVIII века началось развитие Костромы как текстильного центра: в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика, а уже в 1790-х годах в городе работало 5 суконных фабрик. По объёму производимых льняных тканей Кострома вышла на первое место в России. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути, отправляя продукцию на рынки Ярославля, Вологды, Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга.
В декабре 1796 г. указом императора Павла I город стал центром созданной Костромской губернии. В 1797 году Павел I побывал в Костроме.
Визиту в Кострому Николая I в 1835 году город обязан переименованием центральной Екатеринославской площади в Сусанинскую и указом о возведении памятника царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (открыт 14 марта 1851 года). С 1838 года начинает еженедельно выходить первое периодическое издание — газета «Костромские губернские ведомости» (позже два раза в неделю).
В 1858 году в Кострому приезжает император Александр II и императрица Мария Александровна, а летом 1881 года — император Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, наследником Николаем Александровичем и великими князьями Георгием и Алексеем.
В 1870 году в Костроме построен первый водопровод, в 1891 году в Костроме открылся музей древностей. В 1894 году в Костроме насчитывалось 36 церквей. В 1895 году в Костроме построено первое пятиэтажное здание (общежитие для рабочих и служащих Товарищества Ново-Костромской льняной мануфактуры). Начало XX века ознаменовалось оживлением социальной и экономической активности в городе. В 1905 году в Костроме создаётся второй (после Иваново-Вознесенского) в России Совет рабочих депутатов.
В 1913 году в Костроме широко праздновалось 300-летие дома Романовых: город посетил император Николай II с семьёй, в их присутствии был заложен грандиозный памятник, открыты Романовский музей и комплекс зданий Феодоровской общины сестер милосердия с больницей Красного Креста (архитектор Н. И. Горлицын). В этому событию 7 декабря 1912 года дала ток первая в Костроме дизельная электростанция мощностью 432 кВт, и на улицах губернского центра зажглись 156 электродуговых фонарей.
14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния упраздняется. Кострома теряет статус губернского города и включается в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области.
Индустриализация выразилась в форсированном развитии предприятий текстильной, лёгкой и деревоперерабатывающей промышленности, а также текстильного машиностроения. В 1932 году было закончено строительство железнодорожного моста через Волгу, что позволило обеспечить бесперебойный вывоз продукции. По проекту инженера И. Д. Зворыкина строится льнофабрика, на которой были механизированы трудоемкие процессы (ныне Костромской льнокомбинат имени И. Д. Зворыкина). Строительство производственных корпусов и жилых зданий для рабочих было закончено в 1935 году, в 1936—1938 годах осуществлялись работы по монтажу оборудования. К концу 1930-х годов численность населения выросла почти вдвое за счёт притока рабочей силы из крестьян. В 1932 году создан текстильный институт, а в 1939 году — учительский институт.
В 1930-х годах в городе было разрушено или перестроено множество храмов. Наиболее известно разрушение Костромского кремля в 1934 году, церквей и часовен в центре. Ещё ранее, в сентябре 1918 года, Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции, и начато уничтожение памятника подвигу Ивану Сусанину (полностью демонтирован к 1934 году).
В годы Великой Отечественной войны в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население. Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия. Тысячи костромичей за подвиги на фронте и тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
13 августа 1944 года город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области.
В 1950—1980-е гг. в Костроме, кроме текстильной и деревообрабатывающей промышленности, получают интенсивное развитие новые перспективные отрасли: энергетика, машиностроение и металлообработка, радиоэлектроника и приборостроение.
В это время осуществляется интенсивное промышленное и жилищное строительство: формируются промышленные зоны и жилые микрорайоны. Появляются новые и модернизируются имеющиеся объекты социально-бытовой инфраструктуры (лечебный корпус областной больницы (1981), станция скорой медицинской помощи (1982), цирк (1984), здание архива Костромской области (1984), филармония (1988) и др.).
Получила развитие туристическая инфраструктура, в 1958 году на базе Ипатьевского монастыря организуется историко-архитектурный музей-заповедник, за южной стеной монастыря вдоль левого берега речки Игуменки в 1960-е гг. формируется музейный комплекс деревянного зодчества. В 1970 году открыто движение по автопешеходному мосту через реку Волгу; в 1972 году начато движение троллейбусов; в 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города. На левом берегу Волги построен гостиничный комплекс «Волга» (1977). В 1987 году в Костроме впервые прошел праздник — День города, совпавший с его 835-летием.

набережная Костромы


наконецто появилась возможность снять наш лайнер


у причала уже стоят теплоходы - причем почти "земляки" - казанский "Муса Гареев" и самарский "Дмитрий Пожарский"


идем к месту сбора. Надо сказать, что набережную (по сравнению с 2007 и 2008 годом) привели в порядок - и убрали остатки ЖД ветки, которая проходила по берегу


экскурсия началась - едем в Богоявленско-Настасьинский женский монастырь. Большую часть времени собственно проведем у монастыря и потом - на ювелирном заводе. Тут же вскрывается недостаток автобусных экскурсий по российски - замызганные окна автобусов. Снимать невозможно. А весь центр города мы на автобусе то и проехали.

Как и большинство монастырей ныне - монастырь действующий. Причем с весьма строгим уставом - войти можно только в Богоявленский собор, причем вход через башню, которую в XIX веке превратили в колокольню. Но кто знал - монастырь надо было просто обойти с другой стороны - и можно было поснимать подворье - на територию то не пускают.



вот и монастырь. Пока экскурсанты посещают храм, прогуливаюсь неподалеку, пощелкивая затвором ...

архитектура центральной части Костромы типична для небольших купеческих городов - в массе своей двух-трехэтажные особняки в центре. Ну а кто по проще - те деревянные

неподалеку от монастыря бюст главного маршала авиации А. А. Новикова, уроженца Костромской области. За ним - сквер его имени

этот район Костромы был не самым богатым - рядом с особняками небольшие деревянные дома









следы недавнего прошлого

с другой стороны - особняки побогаче

Смоленская церковь

после монастыря нас везут на местный ювелирный завод

естественно нашего брата никто на производство не пустил - сначала ведут в демонстрационный зал, где наряду с готовыми изделиями показывают основные операции по производству изделий, рядом магазин - туда запускаю жену :) А сам - за сигаретами (бляго снимать за пределами завода нечего - обычная промышленная окраина).






2007 год был поросячьим - вот на эту тему такие поросята из золота

здесь идею не оценил

при заводе действует целое производство сувенирной продукции









один из этапов изготовления литьевой формы





композиция "Курочка Ряба"





вот такая птица-тройка

сразу с завода едем на речной - тут остался только Гареев

уходим в Ярославль...за деревьями прячется Ленин, который судя по позе кричит "Налей, полней!" и тут же начинается дождь

навстречу попадается "Михаил Танич" (бывший Щорс)

и Иван Кулибин. Мы же идем вверх по Волге - в Ярославль. Это будет последний областной центр на нашем пути к Москве.




Гонки пароходов - на переднем плане - Ласточка (в миру "Спартак", ВОРП, списан в 1990 году), на заднем "Святая Ольга" (в миру "Достоевский", проект 737, списан в начале 80-х, стоял в Белом Городке в качестве плавучей турбазы, сгорел в 2009 году


Лариса на мостике "Спартака" - небольшая оплошность - виден шнур микрофона переговорного устройства. И телеграфы уже современные


"Спартак" во всей своей красе


Буксир "Самара" (проект 733)


не раз читал на форумах, что в роли этого матроса снялся Сергей Арсентьевич Селезнев - ныне капитан теплохода "Санкт-Петербург" (о круизе на "Санкт-Петербурге" можно прочитать здесь)

Кадры из фильма из коллекции Артема Готовцева (Perished), г. Москва


Краткий очерк истории Костромы - ru.wikipedia.org
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
celticsarcher
Jul. 29th, 2011 07:27 am (UTC)
судя по всему, Кострома сохранила свой дореволюционный вид)
кстати,набережная очень похожа на нашу
chumilo
Aug. 4th, 2011 08:37 am (UTC)
Красиво! А какого года постройки "Спартак" и "Достоевский"?
rivershkiper
Aug. 4th, 2011 09:03 am (UTC)
Достоевский - 737 проект - 1956 год
А Спартак - это дореволюционный - построен как "Великая Княжна Татьяна Николаевна", год постройки - 1914, одновременно с Володарским (Великая Княжна Ольга Николаевна)
amonov
Jun. 15th, 2012 11:30 pm (UTC)
Спасибо за добрые слова о Костроме.
Но вот дебаркадеры остались, но не все.
rivershkiper
Jun. 16th, 2012 06:26 am (UTC)
Так на месте, куда подходят туристические теплоходы - я старых дебаркадеров не видел....там только новые понтоны (по другому это не назвать)
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

rivershkiper
rivershkiper

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com