?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Звон колоколов, Царь-пушка державная, аромат пирогов...Так поется в народной песне о Москве. Правда царь-пушка так и не выстрелила, царь-колокол - не звонил, и с пирогами (не считая пирожков во всяческих забегаловках) как-то напряженно. Ибо в разных забегаловках явно не тот аромат, о котором пела Нина Русланова.
Но так или иначе - сегодня крайний день плавания - прибываем вечером на Северный речной вокзал города Москвы - потом на метро в Чертаново. Но это будет вечером. Пока же - идем по каналу им. Москвы.
Собственно говоря - мы опять вернулись в заботливые руки ФГУП "Канал им. Москвы" - еще когда прошли Рыбинск. А покидали до этого мы территорию ФГУП КИМ пройдя устье реки Сеймы, которая впадает в Оку - именно тут проходит водораздел между ФГУПами, вернулись же войды в Рыбинский Шлюз и проскочив мимо поворотного буя на Череповец - там проходит водораздел ФГУП КИМ и ГБУ Волгобалт (бывш. Волго-Балтийский путь им. В. И. Ленина) - пошли по территории КИМа дальше. По Волге она доходит до Ржева - верхней границы судоходства по Волге.

рано утром мы прошли через шлюзы Иваньковской ГЭС - шлюз №1 - причем первый как на канале, так и на Волге - от него идет вся нумерация, и шлюз №2 (пос. Темпы)


на канале непривычно тихо - хотя здесь бывает так, что идут сплошняком


утренние покатушки


когда-то здесь была паромная переправа через канал. Но с вводом в строй новых мостов часть переправ закрыли


пока что весь встречный флот - маломерный - лето...




подходим к пос. Орево


когда-то тут была пристань. Теперь тут от былого величия остались только скульптуры


архитектурное оформление канала полностью соответствовало стилю "Сталинского ампира"


его задача была показать всю красоту и мощь советского строя. Архитекторам это удалось


таже скульптурная композиция - но на другом берегу.
Но в годы войны - бои шли прямо на берегах канала, да и во время антисталинского анабазиса, устроенного Н. С. Хрущевым, немалая часть всего архитектурного оформления канала была утрачена, хотя - если уж так радели о репрессированных - могли бы и оставить эту красоту - как памятник тем, кто строил канала - заключенным Дмитлага ОГПУ/НКВД



Орево остается за кормой, но нас догоняет т/х "Прикамье". За ним идет "Илья Репин", тот самый, что нас так лихо "сделал" у Юрьевца


а вот и Дмитров


вот и вся кавалькада видна - так до Москвы все вместе и пойдем


мы сейчас на вершине Клинско-Дмитровской гряды - она то и была главным препятствием


грузовая пристань Дмитрова
Город основан в 1154 князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год.
В 1181 году упоминается в летописи как один из укрепленных пунктов на окраине Владимиро-Суздальской земли. Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения Руси.
В 1180 году во время войны Святослава Всеволодовича со Всеволодом Большое Гнездо Дмитров был сожжён. Вскоре он оправился от разорения и к 1214 это уже был большой город с предместьями. Тогда к нему подошёл с набранным в Москве войском сын Всеволода Владимир. Взять город не удалось, более того, во время отступления неприятеля дмитровчане разбили один из его отрядов.
Город неоднократно менял своих хозяев. Во время нападения Владимира он входил в состав Переяславского княжества. Около 1247 образовалось Галицко-Дмитровское княжество, затем, между 1280, когда в летописи сообщается о смерти князя Галицкого и Дмитровского Давида Константиновича и 1334, когда упоминаются князья Борис Дмитровский и Фёдор Галицкий, Галицко-Дмитровское княжество распадается и образуется самостоятельное Дмитровское княжество.
В течение XIII века город дважды (в 1238, 1293) был разграблен монголо-татарами, последний раз степной набег затронул город в 1408. Одним из центральных событий истории всей Северо-Восточной Руси стал княжеский съезд в Дмитрове 1301 года (Даниил Александрович Московский, Иоанн Дмитриевич Переяславский, Андрей Александрович Владимирский и Михаил Ярославич Тверской).
В 1364 Дмитровское княжество вошло в состав Московского и титул князя Дмитровского сохранялся за сыновьями Великого князя. Наивысшего расцвета город достиг в первой половине XVI веке при князе Юрии (правил в 1505—1533), втором сыне Ивана III. Именно в это время возводится Успенский собор и начинается каменное строительство в Борисоглебском монастыре. Герберштейн сообщает о том что торговые связи дмитровских купцов достигали Каспия, через Дмитров проходил торговый путь на север, куда поставлялся хлеб и откуда в Москву везли пушнину, соль и ценных охотничьих птиц. Дмитровской торговле покровительствовала высшая княжеская власть, например, в 1489 году именно здесь селят купцов из завоёванной Вятки.
В 1569 году дмитровский князь Владимир Андреевич казнён, оказавшись последним удельным князем на Руси, а город передается в опричнину. В это время Русь была ввергнута в тяжелейший кризис, сказавшийся и на дмитровской торговле. Генрих фон Штаден, в 1560-70-х годах описывая путь в Москву по Шексне, Волге и др. рекам через Углич и Дмитров отмечает, что города эти запустели.
В XVII веке в Дмитрове появляются царские слободы. В мае 1609 под Дмитровом воевода Скопин-Шуйский разбил войска Лжедмитрия II. 12 января 1610 в городе укрепились отступившие от стен Троице-Сергиева монастыря отряды Яна Сапеги (см. Троицкая осада). В феврале против них выступил Скопин-Шуйский, он победил Сапегу в полевом сражении и освободил бы Дмитров, но город удержали союзные полякам донские казаки. Сапега, однако, не задержался в Дмитрове — дождавшись прибытия из-за Волги отрядов с припасами, он отошёл к Волоколамску, а Скопин-Шуйский, сняв таким образом блокаду Москвы, торжественно вступил в столицу.
Польское разорение сказывалось еще долго. Уничтоженные Сапегой деревянные укрепления больше не восстанавливались, тем более что и потребность в них отпала. В 1624 в городе жило лишь 127 человек в более чем 100 дворах. Ещё сотня дворов стояла пуста. Однако уже через 25 лет население возросло в 10 раз, но так и не достигло показателя вековой давности. Возрождение старого речного торгового пути началось только с основанием Санкт-Петербурга, хотя ещё в конце XVII века он использовался для доставки к царскому столу в особых судах живой рыбы с Волги.
В 1781 Дмитров становится центром уезда (который помимо территории современного Дмитровского района включал также Сергиев Посад) и в числе многих русских городов получает герб.
В XVIII—XIX веках Дмитров оставался в основном торговым городом. Доля купечества здесь достигала 10—15 %, в то время как в среднем по стране купцов было около 1,3 % от городского населения. К концу XVIII века начинается новое оживление в местной торговле, что сказывается на развитии Дмитрова. Возобновляется каменное строительство, перестраиваются старые деревянные церкви, в 1784 город получает регулярный план застройки.
Отечественная война 1812 года почти не нанесла городу урона. Дмитров занял французский отряд, но узнав о приближении русских войск из Клина вскоре оставил город без боя.
Любопытно, что «визитной карточкой» города, как и в Туле, были пряники, а также и баранки. В частности, во время визита в 1858 Александра II вместо традиционных хлеба-соли гостю поднесли печатный пряник.
Во второй половине XIX века после строительства Николаевской железной дороги Москва-Санкт-Петербург через Клин (1851) и Ярославской железной дороги через Сергиев Посад (1869) Дмитров, оставаясь административным центром, оказывается в относительно невыгодном экономическом положении, значение старой речной торговли сходит на нет, население сокращается, хотя уезд в целом считался одним из наиболее промышленно развитых в губернии наряду с Богородским и Московским.
Из этого состояния город отчасти вывела постройка железной дороги Москва-Савёлово (1900). Ко времени Первой мировой войны начинается рост населения и промышленности. В частности, чугунолитейный завод Галкина получил заказ на изготовление ряда деталей экспериментального Царь-танка, испытанного вскоре на полигоне близ деревни Очево Дмитровского уезда. Развитию экономических связей в уезде способствовало создание в 1915 г. Союза дмитровских кооперативов.
Очередной подъём города также связан с возрождением водного пути на север. В 1932—1938 в городе существовало подразделение ГУЛАГа — Дмитровлаг, занимавшееся строительством канала имени Москвы. Канал был проложен прямо по городской территории, При прокладке канала изолированным оказалось Заречье, почти исключенное из хозяйственной жизни города и исчезли находившиеся на трассе канала целые кварталы исторической части Дмитрова между рекой Яхромой и ее старым руслом (Нетекой). Были снесены Всехсвятская церковь, Преображенская церковь и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Нетеке (церковь Василия Великого).
В то же время, стройка дала импульс промышленному развитию города, основаны ДЭЗ, ДЗФС, территория города расширилась за счёт включения бывших колхозных земель, на которых был создан Горьковский посёлок, население увеличилось в 3 раза.
26-27 ноября 1941 в районе г. Дмитрова развернулось наступление немецко-фашистских войск (см. Битва за Москву), им удалось форсировать канал и закрепиться на Перемиловской высоте (к югу от Дмитрова), но 29 ноября они были выбиты оттуда, после чего началось контрнаступление Красной армии. К 11 декабря весь Дмитровский район был освобождён от захватчиков.
В 1960-е—1980-е годы город застроен многоквартирными домами и приобрёл основные черты современного облика. В 1990-х жилищное строительство замерло, возобновившись в прежних масштабах лишь в начале 2000-х. К 850-летию города (2004) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города. В 2005 году Дмитров занял первое место во Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» в категории «До 100 тыс. жителей».




неподалеку, на противоположном берегу канала, стоит памятный крест - в память о погибших во время строительства


Яхрома


Репа с прикамьем нас догоняют - в шлюз будем заходить толпой






Окский-27 с приставкой - будет ждать, пока пассажиры пройдут - у них приоритет


насосная станция №3


одна из каравелл шлюза №3


на канале закон - кто первым встал - того и тапки - обгоны запрещены


Прикамье - только уже крупным планом


погода вдруг решила улучшиться




у четвертого шлюза идет стройка




Шлюз №6, в камере


коптим однако


подъем закончен - едем дальше


как напоминание о тех временах - сводка по объему работ






вот и шестой шлюз остался за кормой - он последний на нашем пути. На канале есть еще два шлюза - они ведут из Химкинского водохранилища (как раз где СРВ стоит) в Москву-реку


"Александр Лагутин" с пустой баржей - пошел за очередной партией груза на Волгу


подстанция у шлюза №6


и насосная


вышли в Икшинское водохранилище - тут можно и полным ходом идти, и обгон производить


"Александр Свирский" - где бы мы его не встретили - он на рейде


если тент хороший - то всякая погода благодать




это что-то свеже построенное


и опять канал сужается


прогулочно-банкетный флот востребован




по каналу - только под мотором


заградворота. Зимой они перекрывают канал и при необходимости - можно осушить нужный участок


что-то непонятное ваяют из бывшего "Павла Юдина"


"Павел Юдин" на ходу - таким он был когда-то


на Волгу


Иван Малоземов




а это родина всех Омов,эМок, "Мошек" (теплоходы типа МО), Москвушек, Московских - Московский судостроительный судоремонтный завод - тут, в затоне зимует и наш "Григорий Пирогов" - проходим мимо под аккомпанимент гудка


на постаменте - катер на подводных крыльях "Волга"


навстречу идет "Георгий Чичерин" - большую часть навигации четырехдеки, работающие в Москве, ходят по маршруту Москва - Санкт-Петербург


Клеопатра - не знаю почему, но сие имя среди яхт весьма популярно


вот мы уже почти в Москве - сплошная стройка


на заднем плане - мост МКАД


начинается территория Северного речного порта - портохдокомбинат теперь работает как отстойник для судов и склад-холодильник


СКР "Дружный". После списания с Балтфлота его по инициативе Ю. М. Лужкова привели в Москву в качестве музейного экспоната - но он так и застыл у причала портохладокомбината


Император


за яхтой выглядывает борт д/э "Князь Воронцов" - бывшая "Эсстония". Правда теперь, после трагедии д/э "Булгария" шансов на выход в рейс у бывшей Эстонии немного


банкетоход поболе...к хладокомбинату что-то офисно-подобное пристраивают


заправщик


на этих причалах идет обработка сыпучих грузов...


... и контейнеров


вот и северный речной вокзал (СРВ) - конечная точка нашего плавания


Водоходовский "Максим Горький"


мы оборот сделали - за нами идет Прикамье...


... и Репин


Нижний Новгород (ВодоходЪ-Москва)

Вот и закончен очередной рейс. Очередной - и в тоже время необычный. Ведь за девять дней пройдено три реки, один судоходный канал. Впереди - еще пять дней пребывания в Москве, главными событиями которых станут поездка в Монино, в музей ВВС и прогулка по Москве-реке от Киевского вокзала до Новоспасского моста.
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
filya_tarantas
Aug. 1st, 2011 01:25 am (UTC)
Как же "природа" сильно отличается от городов... Сначала в какой-то глуши, тихой местности плыли, а с попаданием в цивилизацию - как будто в другом мире оказались.

P. S. Зашёл на страничку через новости о крушении катера и пока не закончил читать, думал, что Вы натолкнулись на этот катер. Оказалось, "яндекс" и в сервисе "Сегодня в блогах" показывает в поиске свои "релевантные страницы"... Но ничего, интересно.
rivershkiper
Aug. 1st, 2011 08:50 am (UTC)
Так Яндекс видимо нашел слова "Москва", "река" - и влепил...
Вообще вот на что обратил внимание - насколько резко все меняется, когда подходишь к окраинам Подмосковья - банально снижается плотность застройки. А ниже Рязани - так там сплошь леса да болота.
real_stealth
Aug. 1st, 2011 04:24 pm (UTC)
Уважаемый шкипер, спасибо вам за познавательный рассказ!
Я давно почитываю, да всё руки не доходили прокомментировать.

Но вот какая закавыка, возможно вы прольёте свет на мой вопрос? Шлюз в Дубне и правда идёт за №1 и следующие по КиМ шлюзы нумеруются последовательно, однако сколько себя помню шлюз в Угличе никогда номерным не был, мы между собой называли его 7-м (по счёту от Химкинского водохранилища), но 7-й и 8-й шлюз расположены возле gun Шексна и относятся к ВолгоБалту. А нумерация Рыбинского шлюза меня и вовсе приводит в глубокое недоумение, там шлюзы под номерами 11 и 12. Куда пропали шлюзы номер 9 и 10, если считать от Волгобалта и каким же номером тогда должен быть шлюз в Угличе?
rivershkiper
Aug. 1st, 2011 10:35 pm (UTC)
Ну почему Шекснинские № 7 и 8 - тут все просто - нумерация идет от водомерного поста на Вытегре - у шлюза №1 - тоесть у начала Вытегорской леснтицы.
С Рыбинским там ситуация такова - Волго-Балтийский канал - это плод реконструкции Мариинской системы 1964 года. Хотя правильней будет сказать - построили чуть ли не с нуля. Но - Шекснинская ГЭС построена в теже годы - как и Вытегорская лестница. Действительно - после сооружения нынешнего комплекса Волгобалта шлюзов стало 8. Но на мариинской системе их было 10 - 11 и 12 и были Рыбинские - когда их построили - Нынешнего Волгобалта еще не было.
http://www.ershovmarine.com/maps-river/part-3-2/pic/p32-00-3.htm - профиль волгобалта с нумерацией шлюзов (Атлас ЕГС, издание 1992 года)
Почему не проводили перенумерацию после постройки Рыбинки (она то последняя довоенная ГЭС) - трудно сказать. Но дыр хватает - в Городце шлюзы с 13 по 16, в Чебоксарах - 17 и 18, а на Жигулевской - с 21 по 24. Тоесть дыр в нынешней нумерации шлюзов хватает. И если с Рыбинской ГЭС понятно относительно что к чему - то с Волгой - для меня самого тайна. Но заинтриговало - буду искать, как найду - напишу обязательно.
real_stealth
Aug. 2nd, 2011 10:51 am (UTC)
Насчёт шекснинских я догадывался, точнее знал, поскольку интересовался этим вопросом. А вот насчёт дыры в нумерации между ними и Рыбинскими не знал, спасибо за информацию!
А вот про Городецкие и иже с ними - вообще тайна глубокая, вы совершенно правы. Я когда готовил себе в круиз карту со скана ЕГС долгое время думал, что в таласе не хватает страниц - настолько меня сбила с толку эта дыра в номерах :)

Что касается камских шлюзов: я внимательно изучил фотографии с Нижнекамских шлюзов и думаю, что они не номерные. А Чайковский и Воткинский шлюзы я проспал :) Но скорее всего они без номеров тоже.
rivershkiper
Aug. 2nd, 2011 11:47 am (UTC)
Чайковский и Воткинский - точно помню что без номерные - видел их с борта "Булгарии" в 2010 году(шли из Пермского затона в Казань), а вот Нижнекамский шлюз я как раз пропал.
Что же касается нумерации шлюзов ниже Городца - на днях увижу диспетчера МРП (человек в отпуске и идет на пароходе в Самару) - спрошу обязательно. Вполне возможно - это всего лишь предположение - дыры в нумерации ниже Чебоксарской ГЭС планом ГОЭРЛО - по нему нынешняя Жигулевская ГЭС вообще должна была стоять значительно ниже по течению - в Жигулевских воротах - тоесть фактически в черте нынешней Самары.
rivershkiper
Aug. 1st, 2011 10:38 pm (UTC)
К вопросу почему Рыбинские шлюзы получили "неволжскую" нумерацию - Рыбинская ГЭС стоит на стрелке Волги и Шексны. Но несмотря на то, что шлюзы стоят в Волжском русле, их пронумеровали по Шекснинской системе, так как видимо раньше они входили в управление, ведовшее Мариинской системой.
rivershkiper
Aug. 2nd, 2011 06:24 am (UTC)
Единственное - не могу найти карты по устью Камы до Нижнекамской ГЭС - не помню там есть нумерация или нет. Точно помню что Пермский, Чайковский и Воткинский шлюзы не номерные.
sidorov_spb
Aug. 2nd, 2011 06:45 pm (UTC)
Кстати, шлюз №10 - шлюз Углич...
rivershkiper
Aug. 2nd, 2011 07:28 pm (UTC)
Тогда я вообще не понимаю нумерации шлюзов. Кстати в Атласе ЕГС он безномерной - так и написано - Углический шлюз
sidorov_spb
Aug. 2nd, 2011 07:52 pm (UTC)
Возможно, во времена строительства ВБК планировалось построить и 2-ю камеру в Угличе, тогда все встает на место: Шлюзы 1 - 6 сам ВБК, 7/8 - Шекснинский гидроузел, 9/10 - Углич, 11/12 - Рыбинск, 13/14 и 15/16 - Городец, 17/18 - Новочебоксарск. Пропущенные шлюзы 19/20 между Новочебоксарском и Тольятти - где-то я читал о планировавшемся строительстве гидроузла в районе Казани, может оттуда ноги растут? Но вот что непонятно и мне: Тольятти - 21/22 и 23/24, Балаково - 25/26. А вот Сталинград - уже... 31! И с нумерацией на ВДСК это никак не бьется - там, как и на КИМ-е, своя система.
rivershkiper
Aug. 2nd, 2011 08:28 pm (UTC)
Номер Рыбинского шлюза - это как вариант - плод Мариинки. Но вот Углич. И дыра между Чебуреками и Самарой...
chumilo
Aug. 4th, 2011 11:14 am (UTC)
О, а про Монино пост будет?
chumilo
Aug. 4th, 2011 11:27 am (UTC)
О, уже нашёл. Читаю. :)
rivershkiper
Aug. 4th, 2011 05:26 pm (UTC)
А куда же без него...
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

rivershkiper
rivershkiper

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com