Это краткие сухие строчки энциклопедии. Музей в Монино - это история русской авиации на одной площадке. Здесь на расстоянии нескольких шагов можно увидеть "Илью Муромца"

Экспозиция музея - это путь от первых попыток подняться в воздух до сверхтяжелых вертолетов, сверхзвуковых истребителей и бомбардировщиков.
И, естественно, оказавшись в столице мы не могли не посетить этот музей. Тем более, что добраться до него проще всего - на электричке с Ярославского вокзала до платформы Монино, от платформы - в сторону академии ВВС по приятной тенистой улице, обходим периметр ограды академии, еще метров 50 по лесополосе - и мы около музея. Хотя в лучших традициях советской фортификации касса музея замаскирована. Но язык как известно и до Киева доведет.


экспозиция начинается в ангаре №6 - тут находятся самолеты времен Великой Отечественной. Первым нас встречает пикирующий бомбардировщик Пе-2


штурмовик Ил-2 - этот самолет можно с полным правом назвать "отцом" штурмовой авиации. Рядом - двигатель АМ-38Ф конструкции Мигулина

истрибитеь Як-9У

двигатель ВК-107А


истрибитель ОКБ Лавочкина Ла-7, на котором летал И. Н. Кожедуб

МиГ-3

По-2 был и "партой" и разведчиком, и транспортом, и бомбардировщиком

истребитель И-15бис

разведчик Р-5 - машина в наше время редкая

большая часть экспозиции - на открытой площадке. Открывают ее Ту-4

и транспортный вертолет-гигант В-12 ОКБ Миля

"под крылом" гиганта приютились истребители Су-30

...Су-27 ОКБ Сухого

Ту-4 так же открывает экспозицию бомбардировщиков ОКБ А. Н. Туполева. Следом за Ту-4 идет Ту-16

Ту-22

Ту-22М

Ту-16К-26 - носитель самолетов-снарядов

бомбардировщик Т4 ОКБ Сухого так и не пошел в серию.

дальний истребитель-перехватчик Ту-128

Ан-14 "Пчелка"

весьма экзотичный сельскохозяйственный самолет М-15. Он и Ту-134СХ остаются единственными сельскохозяйственными самолетами в мире с турбореактивными двигателями

Бе-32 - эта машина так и не пошла в серию. "перекрыл кислород" ей чешский L-410

биплан "Фарман" - в этом ангаре собрана весьма интересная экспозиция - в основном мелкосерийные и опытные самолеты, а также самолеты начала ХХ века

гондола стратостата СССР-1

макет планера-дископлана - порой поиск новых решений был весьма эффектным

пикирующий бомбардировщик Ту-2

ракетный истребитель БИ-1 конструктора В. Ф. Болховитдинова


рядом - вот такая каракатица



АНТ-40 "СБ" - они стоят рядом, по времени создания их разделяет десятилетие.


АНТ-25 РД (Рекорд Дальности)

Турболет - эта машина из разряда тех, на которых проверяли идею - полетит или не полетит

вертолет В-7 ОКБ Миля - привод несущего винта осуществлялся двумя реактивными двигателями, расположенными на концах лопастей

планер А-11

мотопланер А-13м

один из двигателей "Ильи Муромца"

вертолет Як-24 - единственный серийный вертолет ОКБ Яковлева

Ми-24 стал вторым в мире и первым в СССР специализированным ударным вертолетом

ударный вертолет Ми-24А

Ми-8МТ - один из лучших транспортных вертолетов в мире

Ми-6 - первый вертолет тяжелого класса в СССР

Boeing Vertol CH-44 - эта машина была закуплена в США во время работы над вертолетом В-12

вертолет Ка-26

Ми-10 - от Ми-10К он отличается большей высотой стоек шасси. Гражданский Ми-10К можно увидеть в техническом музее г. Тольятти (расположен рядом с территорией АвтоВАЗа)

противолодочный вертолет Ка-25

транспортный вертолет Ми-4

по другую сторону дорожки - Як-25 - истребитель-перехватчик


Як-25РВ - разведовательная модификация Як-25

Як-27Р - всепогодный разведчик

Як-28Л

первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36

Ми-6ПЖ2 - от Ми-6 его отличало наличие противопожарного оборудования и отсутствие разгружающих ротор крыльев, а от модификации 6П - наличием носового водомета

самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Его также можно видеть при входе в Парк Победы в Саратове

Як-141 - дальнейшее развитие СВВП ОКБ Яковлева, так и не ставшим "Нашим ответом" Хариерам, в отличии от Хариеров машины быстро были сняты с производства и выведены из состава ВВС

Ми-22 - вертолет-командный пункт - модификация Ми-6

тяжелый транспортный вертолет Ми-26

истребитель МиГ-9 - пока еще "гадкий утенок". Но скоро ему на смену придут МиГ-15 и МиГ-17, которые не раз объясняли всему миру "Кто в небе хозяин"

истребитель МиГ-15 - первый по настоящему массовый реактивный истребитель ВВС СССР

МиГ-15УТИ - учебная спарка - на таких учились летать и военный и гражданские летчики до 80-х годов

фронтовой истребитель МиГ-17, на заднем плане - Бе-12

МиГ-21 стал своего рода прорывом советской авиации

в воздухе Ан-72 (прозвище "Чебурашка") с аэродрома Чкаловский

истребитель Ла-15

истребитель-перехватчик Ла-250, 1950 год

истребитель-перехватчик МиГ-25

ударный МиГ-27

"ЭПОС" - прототип космического корабля "Буран".

учебно-тренировочный МиГ-31

Беспилотный самолет-разведчик Ту-141 "Стриж"


штурмовик Су-25 "Грач"

Прототип МиГ-29 "9-01", на заднем плане - Ту-144

есть тут машины и гражданской авиации - Ил-62М

Ту-114


Ли-2

Ил-12, его потомок Ил-14 стал понастоящему массовым самолетом в гражданской авиации СССР


Ан-22 "Антей" - с него началось благородное семейство антоновских тяжеловозов

Ан-8, а за ним - экраноплан ВВА-14 - последний аппарат Р. Ю. Бартини.

ВВА-14, так он выглядел во время испытаний 1976 года

опытный М-17 "Стратосфера" ОКБ Мясищева, на самолете установлено 25 мировых рекордов

Ан-24 и Ан-12

самолеты ОКБ Сухого

Военно-транспортный Ли-2Т

Су-7БКЛ с колесно-лыжным шасси. Тут на лыжах.

Су-17 - первый серийный

истребитель-бомбардировщик Су-17

истребитель Су-17М3

истребитель-перехватчик Су-9Б

истребитель-перехватчик Су-11 - вместе с УР Р-8 и Су-9 был единым комплексом перехвата самолетов противника

истребитель-перехватчик Су-15

фронтовой бомбардировщик Су-24

Прототип Су-27 - Т10

штурмовик Douglas A-20G

бомбардировщик North American B-25 Mitchell
Здесь можно посмотреть фотообзор об Ульяновском Центральном Музее Гражданской Авиации при Ульяновском Высшем Авиационном Училище Гражданской Аиации (УВАУ ГА, бывш. ЦГАСЭВ)
Journal information