rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Categories:

Кипр-2011. Автомобильномотоциклетное.

Σε γνωρίζω από την κόψη
του σπαθιού την τρομερή,
σε γνωριζώ από την όψη
που με βία μετράει τη γή


Узнаю клинок расплаты,
Полыхающий грозой,
Узнаю твой взор крылатый,
Охвативший шар земной!

из "Гимна Свободе" -
государственного гимна
Республики Кипр



Хотя правильней было сказать - из государственных гимнов Греции и Кипра - дело в том, что гимн то у них одинаковый. Это - первые два куплета из одноименной поэмы Дионисиоса Соломоса. Всего поэма имеет 158 четверостиший-куплетов, которые, положенные на музыку и являются гимном Греции. Греки поют первые четыре, а киприоты - два. Но смысл то в целом один - последние несколько веков вся жизнь греков - сплошная война за свободу от кого-то. Об истории борьбы Кипра за независимость как от Британии, так и от Турции я уже писал здесь.
Но кроме борьбы есть еще и жизнь. Вот о том, что пришлось самому подметить - здесь и поговорим. Сразу хочу оговориться - я не претендую на истину. Этот пост - просто описание личных наблюдений, впечатлений, если хотите.

улица в курортной деревне Пернера. Зигзагообразная разметка на переднем плане предупреждает водителя о том, что через 20 метров - пешеходный переход. Такая разметка нанесена с обеих сторон от перехода


обычно в семьях несколько автомобилей. предпочтение отдается японским и немецким машинам. Причем японцы составляют основу легкого грузового парка. Предпочтение джипам и пикапам отдано неспроста - это не только способ перевозки груза из личного хозяйства, но тягач - море рядом и лодки или катера есть практически у всех. Причем они используются как в личных целях, так и для развлечения туристов.
Вообще временами Кипр напоминает огромную стройку - в деревнях и городках застаивается практически любой свободный клочок земли. За пределами населенных пунктов практически вся земля используется в сельхозцелях - причем такой земли тут немного. Поверхность острова обычно трех типов - либо это почва с ярко выраженным красноватым оттенком, либо скалы. Третье - это "два в одном". Но таких участков немного - практически все что было пригодно для выращивания сельхозпродукции расчищено и используется. Естественно, кроме тех площадей, которые застроены. Красная земля - весьма плодородна. Но проблема в другом - практически полное отсутствие на равнине водоемов. Огромное озеро в Ларнаке - соленое и использовать воду из него можно только после опреснения.
Но с другой стороны - если посмотреть на старые карты острова, обратить внимание на названия некоторых улиц и различных заведений, то нередко встречается слово "river" - река. Связанно это с тем, что на острове были реки. Точнее - они есть. Это - пересыхающие водоемы, берущие свое начало в горах. В уже прошлом, ХХ веке, все водоемы были перегорожены и созданы водохранилища. Таким образом пресная вода теперь не попадает в море. Это позволило частично отказаться от использования воды опресненной. В водопроводе - вода опресненная, а вот пьют киприоты нормальную, чистую воду. Собственно она и берется из созданных водохранилищ. Так же из них вода поступает и на орошение. Такая ситуация двояка - с одной стороны местное население и и туристы получили источник качественной питьевой воды, но с другой - у берегов острова крайне мало рыбы, так как размножаться рыба уходит туда, где есть сток пресной воды в море. Это накладывает отпечаток на стоимость рыбопродуктов на острове - рыбные блюда всегда дороже.
Собственно диффицит воды так же привел к тому, что киприоты не держат крупный рогатый скот. Киприоты в основном держат овец, коз и свиней. А вот с коровами здесь напряженка. Поэтому коровье молоко тут все привозное. А местный сыр естественно делается из козьего или овечьего молока. С мясом - таже история.Что же касается засушливости - вспомните лето 2010 года. То что творилось в России считалось аномалией. Но на Кипре - это нормальная летняя погода. Собственно поэтому многие офисы имеют весьма непривычный для нас график работы - с 7-8 утра до 2-3 дня. Потом - шабаш. Исключение - магазины и кафе в туристических районах. У туриста график иной. Поэтому ИМХО для нас наилучшее время для пребывания на острове - осень. Теплое море и нет изнуряющей жары. Для примера - мы прилетели сюда 3 октября вечером, температура воздуха была 25 градусов, утром 4 - уже все 30. Дожди здесь - привелегия поздней осени и зимы. За весь период, пока мы были здесь дождь был один раз. Да и то - чуток покаало. В горах конечно прохладней - гдето 16-17 градусов. Лично у меня вызвало некоторое удивление, что все полицейские в горах ходят в осенних утепленных куртках. Что поделать - южные люди. Они же не считают что на улице тепло, когда столбик термометра поднимается не выше 5 градусов. Это при том что самые холодные дни здесь на равнине в феврале - +15 по Цельсию. В горах то и снег зимой лежит.
Троодосский хребет - это горная система проходящая через весь остров в близ северного побережья. О ней мы поговорим отдельно - ведь одна из экскурсий проходила именно по этой горной системе. Здесь же хочу отметить следующее - раньше это был главный "винный погреб" страны. Но сейчас - в связи отсутствием дотаций со стороны государства (одно из условий пребывания в Евросоюзе), низкая рентабельность и необходимость перехода на материковые сорта винограда (опять Евросоюз) привели к тому, что многие местные виноградники пришли в упадок. Когда едешь по дороге в горах - террасы бывших виноградников видны по остаткам лозы. Грустное зрелище. Да и молодежь уже не сильно горит желание заниматься столь тяжелым трудом - отслужив в нацгвардии они поступают или в местный университет, или в материковый и уезжают за пределы Кипра или в крупные города острова. Но сами деревни не приходят в упадок - киприоты выкупают дома и участки и тут создается что-то вроде "дач" жителей равнины. Так же в горах немало специально оборудованных мест для проведения отдыха на природе. Тут можно жечь костры, жарить шашлыки, ставить жилые прицепы и палатки. Природу берегут однако.

участок справа не пустой - уже отдан строителям - скоро на нем появится отель или аппартаменты

Что касается туристического сектора - это главный "двигатель" экономики Кипра. В горах есть некоторое количество медной руды и золота, на шельфе недавно обнаружен природный газ. Но газ добывается целой кучей компаний (там только турок нет), медь добывается в небольших количествах, но в силу высоких цен на нее добыча пока выгодна. Золото добывают канадцы.
Вернемся к туризму. Естественно, что все отели имеют "звездность". В основном - это отели с тремя или четырьмя звездами. Связанно это с тем, что все пляжи здесь муниципальные. Пятизвездочные есть, но их мало. Многие отели - это комплекс вилл. Мы же остановились в т.н. "аппартаментах" - по сути это небольшие одно-двухкомнатные квартиры с небольшой кухней. Такие отели дешевле, но при этом это дает возможность от пакета "все включено" - к отелю не привязан, по сути - предоставлен сам себе. Лично я тут пришел к выводу, что "все включено" - это зло. Еще одна особенность - расположение отелей. По возможности отели стараются скомпоновать в отдельный "поселок". Пример - таже Пернера и Протарас - 99% объектов здесь - инфраструктура туризма. Паралимни - полная противоположность. Естетственно где есть отели - есть и прокат автомобилей. Сие удовольствие недешевое, но в целом доступно. В прокат в массе своей сдаютсямашины малого класса, багги, скутеры. Но при этом в прокат можно взять такие агрегаты как Honda Shadow. Есть и альтернатива - KYMCO Venox. Внешне то он выглядит как байк, но мощность поменьше и вообще - аппарат сам проще. Что касается цен - то в зависимости от ТС цена колеблется в диапазоне 50-100 евро в сутки с полной страховкой.

некоторые владельцы магазинов любят "повыпендриваться"

MAN Evolution на линии - пойман как раз в момент переключения маршрутного табло. Отображается номер маршрута и конечная остановка. Название отображается на двух языках - английском и греческом


Впринципе весь общественный транспорт - это говоря нашей терминологией - междугородные и пригородные маршруты. В крупных городах есть и сугубо городские. Если говорить о данном регионе - здесь работает две компании - OSEA и InterCityBus. Автобусы последней именуются Greenbus - что соответствует действительности - автобусы действительно окрашены в зеленый цвет. "Зеленые" работают между крупными населенными пунктами и центрами управ. Ближайшие к нам - автобусы из Протараса, Паралимн и Агиа Напы. В отличии от маршрутов OSEA, Greenbus ходят по скоростным трассам, не заходя в небольшие деревни. В тоже время OSEA как раз собирает пассажиров по всем деревням. Стоимость проезда на автобусах OSEA незвисимо от расстояния - 1 евро. Есть "проездные" - на день, неделю, месяц. Особенность таких "проездных" (в частности у OSEA, на Greenbus поездить так и не удалось) - они действуют в указанный на билете промежуток времени на все маршруты компании. Причем независимо от того, где вы садились на автобусов и где едите. То есть - сев в Пернере на автобус и купив дневной билет, по нему можно ездить, к примеру, в Никосии - при условии что автобус компании OSEA.

обязательный атрибут остановки - ее буквено-цифровой шифр. например наша остановка по направлению в Протарас и Агиа Напу - B23, напротив находится остановка по направлению в Паралимни - у нее шифр B24. С остановками связан еще один ньюанс - если на остановке нет ожидающих и никто не нажал кнопку остановки - автобус просто проедет мимо - обязательных остановок на маршрутах нет. Водители знают свои маршруты наизусть, потому впринципе шифр остановки называть необязательно - достаточно например сказать название отеля - остановит где положено. Здесь также безоговорочно действует правило - автобус останавливается ТОЛЬКО на оборудованной остановке. Поэтому традиционное для наших маршруток "Тормозни на перекреске" тут не работает.
Еще одна особенность - здесь много однонаправленных маршрутов. Пример - пойманный на фото 102-й маршрут. Из Паралимни до аквапарка в Агиа Напе (на фото - как раз греческий перевод названия конечной остановки - Waterpark). 102-й как раз такой "однобокий" маршрут. В обратном направлении (от аквапарка до Паралимни) он имеет номер 101. Такой разнобой связан с организацией дорожного движения. Здесь очень много улиц с односторонним движением. И нередко такое явление когда автобусы, едущие навстречу друг другу на определенном учаске маршрута идут в одном направлении. Постараюсь пояснить на примере: в Протарасе практически вся туристическая инфраструктура сосредоточена на одной улице. Улица как раз с односторонним движением. Остановки как бы только в одном направлении. Но так как тут народ собирается из всех окрестных поселков, то получается, что для того что бы им уехать обратно в отель, надо было бы уходить на другую улицу (с движением во встречном направлении). Поэтому тут сделано так - автобус маршрута 102 (Паралимни - Агиа Напа) с шоссе заезжает на эту улицу с прямого хода и движется по ней в сторону выхода на шоссе и далее - на Агиа Напу. А его обратный вариант - 101 маршрут (Агиа Напа - Паралимни) проезжает по шоссе вперед, сворачивает в поселок и движется со 102-м в одном направлении, потом выходит на шоссе, но поворачивает направо - в сторону Паралимни.

В целом общественный транспорт на острове развит нормально - проблем с тем, что бы добраться из какой-либо деревни до крупных городов вполне реально. Единственный недостаток - многие маршруты ходят достаточно редко. Например №709 Паралимни - Ларнака (на нем то мы в Ларнаку и ездили) ходит всреднем раз в три часа. Еще есть такой момент - некоторые маршруты вводятся только на лето.

стоянка такси у отеля Crown Resort Elamaris

Отдельная статья - такси. Местное такси похоже на нью-йоркские yellow cab или лондонское такси своей традиционностью - встретить среди таксомоторов какой-нибудь Renault Logan практически нереально. Максимум "плебейства" - Scoda Oktavia или (к примеру в предгорьях) Mitsubishi Pajero. Основная масса таксистов работает на ... мерседесах. Причем преимущественно - машин уже "большого" класса. И пару раз попался удлиненный Volvo 740 - авто тоже не из дешевых.

Еще одна особенность - весьма редко встречаются стандартные седаны. Основная масса - удлиненные машины. Кузов или обычный лимузинного типа, либо - монстризное творение о шести дверях.



Паджеро в виде таксомотора

Торговаться бесполезно - сколько по счетчику набежало - столько и платить. Так же на наиболее популярные маршруты есть фиксированные расценки. Причем таблица с расценками на такие направления обычно есть рядом со стоянкой таксомоторов. Кстати - один раз попался даже британский кэб, правда уже не классический, а нового поколения. Но в остальном - таксисты предпочитают Mersedes. Кстати - среди местного автопарка машин этой фирмы достаточно много - ну любят киприоты мерина.

тяжелых машин на острове немного


основная масса тяжелых машин применяется в строительстве.

Естественно, что есть и на острове магистральные "седельники". Среди них иногда "белыми воронами" попадаются машины с материка. Но встречаются они обычно рядом с портом. Прерогатива магистральных машин - перевозки между Никосией, Ларнакой и Пафосом. Далее - машины поменьше.

хорошо, если тут Euro I есть - вообще в горах периодически встречаются грузовые ....


и автобусные раритеты - как эта парочка - Bedford TJ и автобус на его базе


старинные автобусы правда иногда реставрируются и используются для развлекательных туров на равнине. Как этот Austin Wolseley


есть и такие аппараты непонятного племени - это экскурсионный Red Bus - они ездят по кольцевому маршруту, причем часть которого проходит по оккупированной территории - как следует из таблички, даже в Фамагусту заезжает. Но все без остановок.

Несмотря на то, что киприоты имеют возможность покупать достаточно новые машины, нередко на острове встречаются достаточно старые "аппараты" среди легкового роду-племени. Их могут использовать как стоп-кары - вот как этот Reliant Robin:

Причем стоит он у бара "Only Fools and Horses" - так называлась британская кинокомедия, где эта трехколесная "тележка" весьма капитально засветилась. И собственно стала знаменитой.

тут также можно встретить и "жуков" еще германской сборки


Lancia Fulvia в наше время тоже раритетная машина


среди пикапов тоже можно встретить ветеранов - такие как эта Toyota Hilux третьего поколения (выпускалась с 1978 года)


среди автобусов малой вместимости превалируют тойоты, да и японский авто- и мотопром тут представлен весьма капитально


одна из прокатных Honda Shadow


а это Honda VLX - из местных


такие багги - весьма популярны у туристов... но на скоростные трассы на них стараются не выезжать


Nissan Figaro


не все любят "японцев" - есть и почитатели мотоклассики - Harley Davidson в Ларнаке


есть и такое диво


к фотографированию местная полиция относится вроде бы как спокойно


"японцев" так же любят и в местной полиции


Land Rover Defender - отдельная статья. Весьма часто они используются в качестве буксировщиков прицепов с лодками


машина мощная


и долговечная


богатые любят и погорячее - как этот Lamborgini
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments