rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Categories:

Долг прежде всего - примечания и дополнения

Основой данного поста стал очерк Томаса Уайтсайда "Долг прежде всего" о катастрофе в Восточной атлантике грузового парохода Flying Enterprise. Капитан парохода Хенрик Курт Ларсен до последнего не покидал борт обреченного парохода, надеясь на то, что судно все же будет отбуксировано в ближайший порт. Использованы такжи иллюстрации из книги и фотографии с различных сайтов. Под катом - примечания и дополнения.


29 декабря 1951 года. SS Flying Enterprise (в верхнем левом углу), справа от него - USNS General A.W. Greely (T-AP-141)


Комментарии переводчика


1 - «Флайинг Энтерпрайз» - основные его данные: спущен на воду в 1941 году, вместимость 6711 брутторегистровых тонн, грузоподъемность (дедвейт) около 10000 тонн; длина наибольшая 128 метров, ширина 18,3 метра, осадка 8,5 метра; механизмы - паровые турбины с зубчатой передачей; скорость хода 14 узлов.
2 - Сигнал срочности (передаваемый по радиотелеграфу) означает, что кораблю не грозит серьезная и неминуемая опасность, но ему требуется помощь.
3 - «Виктори» - типовое грузовое судно стандартной постройки; во время второй мировой войны велось серийное строительство многочисленных кораблей. этого типа, который был улучшенным образцом первоначального типа «Либерти». Все эти грузовые суда отличались слабой прочностью корпуса из-за поспешности в их постройке.
_____________________________________________________________

По сути - это были "суда одного перехода". Но не смотря на это, суда типа "Либерти" после замены обшивки проработали в различных флотах до начала 80-х. Однако слабость так же была обусловлена применением недорогих и хрупких сортов стали. Например ходила байка, что один из Либертосов развалился на две части от удара ломом по палубе, которым матрос скалывал лед.
_____________________________________________________________

4 - Хиллерёд (Hillerød) - датский город на севере острова Зеланд.
5 - Английский канал, или Ла-Манш - пролив, отделяющий Великобританию от Западной Европы.
6 - Ветер в 12 баллов соответствует скорости более 29 м/с.
7 - Карданов подвес - приспособление,при помощи кторого компас при качке сохраняет горизонтальное положение. Состоит из двух концентрических колец, внутри которых подвешен котелок компаса, причем точки подвеса расположены на диаметре колец, пересекающихся под углом 90о.

8 - Дифферент - разница в осадке судна носом и кормой; Например при дифференте на нос судно сидит носом более глубоко,чем кормой.
9 - Рудерпост - вертикальная ветвь архштевня, на которую навешивается руль. На двухвинтовых судах совпадает с ахштевнем (кормовая часть вертикального судового набора).
_____________________________________________________________


Тут необходима небольшая поправка - такое определение справедливо только в случае, ели у судна одно перо руля. В случае же, когда количество рулей совпадает с числом движителей (винтов) конструкция набора кормы судна будет иная с иным расположение рудерпостов
_____________________________________________________________

10 - Бросательный конец - специальный трос, служащий для подачи более толстого троса (или каната-чалки - прим. составителя) на пристань или с одного корабля на другой. Состоит из троса толщиною около 70 мм, к которому прикреплен (ввязан) тонкий легкий линь, оканчивающийся грузом в виде оплетенного парусинового мешочка с песком (так называемая лёгость). В последние годы бросательные концы при необходимости передать их на большое расстояние выстреливаются специальными аппаратами.
11 - Дуплинь - удлинительная петля из троса, охватывающая какой-либо предмет; оба конца петли находятся в одном месте, так что, опустив один конец , можно за другой вытянуть весь трос.
12 - Клаустрофобия - болезненное состояние, выражающееся в боязни замкнутого пространства.
13 - Манильский трос - трос, изготовленный из манильской пеньки (она производится из листье прядильного банана, произростающего на Филипинских островах, Идии и Вест-Индии). Эти тросы на 70% крепче обычных пеньковых и примерно на 25% легче.
14 - Полуклюз - отверстие в фальшборте, корабля для пропуска швартовых и буксирных тросов; в отличии от клюза он сверху не замкнут, в следствии чего трос можно закладывать в него серединой, не продергивая его целиком.
15 - Огон - кольцо на конце троса.
16 - Шлюпочные тали - приспособление для подъема и спуска шлюпок, состаящее из двух пар блоков (на носу и корме шлюпки), причем через каждую пару блоков проведен трос.
17 - Подволок - фанерные или металлические листы под верхней палубой, образующие как бы потолок каюты.
18 - «Флайинг Энтерпрайз II» - его основные данныее: построен в 1944 году; вместимость 8258 нетторегистровых тонн; грузоподъемность (дедвейт) 10811 тонн; длина наибольшая 140 метров, ширина 19,3 метра, осадка 8,5 метра; механизмы - турбины с зубчатой передачей; скорость хода 15 узлов.
19 - Бухта Гованус или Гованес (Gowanus Bay) - часть Нью Йоркского торгового порта, находящаяся на северо-западном берегу Бруклина.
20 - Грузовой манифест - список грузов, взятых на борт судна; содержит основные сведения о каждом грузе.
21



Хенрик Курт Карлсен (Henrik Kurt Carlsen) скончался 7 октября 1989 года в возрасте семидесяти пяти лет (1914 - 07.10.1989)
Фото сделано предположительно в начале 1952 года



Кампания American Export-Isbrandtsen Lines (в тексте фигурирует краткое название - Исбрандтсен) - создана в 1919 году, закрыта по причине банкротства в 1977 году.


Текст взят из издания:
Т. Уайтсайд. В Одиночестве через темное море, сборник. Москва, Морской отдел Гидрометеоиздата, 1969. Перевод с английского - доктор военно-морских наук Шведе Е. Е.
Перевод выполнен с издания:
Thomas Whiteside. Alone through the dark sea, New York. 1964.


Евгений Евгеньевич Шведе (1886 – 1991гг.) окончил Морской кадетский корпус в 1910г. с Нахимовской премией. Произведен в мичманы в ноябре 1910г. Проходил службу на крейсере «Рюрик» в должностях вахтенного офицера, младшего штурмана и вахтенного начальника. С апреля 1914г. – лейтенант, с мая 1914г. младший штурман линкора «Севастополь». Участник первой мировой войны, за боевые заслуги награжден орденами Св. Станислава и Св. Анны. С февраля 1917г. – старший штурман крейсера «Громобой», с ноября 1917г. – старший штурман линкора «Севастополь». Участник Ледового перехода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918г. Из-за болезни с сентября 1918г. на береговой службе. С мая 1920г. – начальник иностранного отдела оперативного управления Штаба Морских сил Республики. С 1922г. в Военно-морской академии. С февраля 1925г. – ученый секретарь Исторического отдела Штаба Морских сил Республики. С 1936г. – капитан 2 ранга, с 1939г. – капитан 1 ранга. В 1940г. защитил кандидатскую диссертацию в области географии, в 1941г. – докторскую и получает ученую степень доктора военно-морских наук (первым в стране). С 1943г. – профессор по кафедре «Театры и силы». В период Великой Отечественной войны принимал участие в рекогносцировке Сталинградского оборонительного рубежа, в организации обороны реки Волги и Астраханского рейда, а также военно-географическом обеспечении действий Северного флота. С 1944г. – контр-адмирал. С 1945г. – начальник кафедры морской географии. В 1965г. вышел в отставку. (1., Ф. 2240. Оп. 1. Д. 7. Личное дело Е.Е. Шведе. Л. 21.).


Помощник капитана Кеннет Роджер Данси и (справа) капитан Ден Паркер. Увы - о них крайне мало информации.



Интересные факты, связанные с катастрофой SS Flying Enterprise
Кадр из полнометражного мультфильма "101 Далматинец". Обратите внимание на верхний правый угол газеты, которую держит один из жуликов:

Конечно в мультфильме газета рисаванная. Но события, развернувшиеся в Атлантике (тем более ноябрь и декабрь 1951-ого года вообще прославились небывалыми штормами - что говорить, если Qeen Mary умудрилась опоздать на 42 часа) не могли быть не замечены художниками Walt Disney Company - как никак о Карлсене писали все основные мировые издания. Мультфильм "One hundred and One Dalmatines" снимался уже в 60-е годы, но по сценарию, действие мультфильма разврачиваются как раз в начале 50-х годов.


Как было написано выше - Хенрик Курт Карлсен был радиолюбителем. Запамятовал название - назовем открыткой - насколько я знаю, такими обмениваются радиолюбители. На первой картинке как раз изображен самый драматичный момент - когда Карлсен и Данси взобрались на трубу парохода и в последствии спрыгнули с нее. Но эта открытка уже тех времен, когда Карлсен ходил на Flying Enterprise II



При подготовке публикации испольщзованы материалы сайтов http://www.nolimitsdiving.dk, http://en.wikipedia.org, http://livenzev.sitecity.ru, http://hamgallery.com, http://www.teesships.freeuk.com,

Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments