rivershkiper (rivershkiper) wrote,
rivershkiper
rivershkiper

Category:

Словно по сердцу идет пароход - 11 - Белая леди (TSS Oriana)

После войны судоходные компании начали обновлять свой флот - народ начинал ездить. Orient Steam Navigation Company в 1949 году на верфи Vickers Armstrongs в Барроу спускает на воду паротурбоход Chusan. В лайнере угадывались черты довоенных красавцев- транатлатиков - таких как Rex, Normandie и т.п. Переход в корабельной архитектуре заключался в том, что от формы параллепипеда и утюга судостроители стали переходить к более изящным формам. НАдо отметить, что и СССР были такие суда - теплоход "Сванетия", паротурбоходы "Иосиф Сталин" и "Вячеслав Молотов". Молотов переживет войну и после прихода к власти Н. С. Хрущева будет еще не один год радовать пассажиров под именем "Балтика". Об этом судне мы как нибудь поговорим. Вообще в 30-е флот Советского Союза неожиданно массово пополнялся прогрессивными судами - массово строятся теплоходы, причем не только по заказам на иностранных верфях, но и у нас в стране. К советскому морфлоту мы обязательно вернемся .
Вернемся в Великобританию. Orient Steam Navigation Company еще перед войной заняла прочные позиции на линиях, соединяющих метрополию с колониями в Индийском и Тихом океанах. Огромные по длине переходы накладывали вполне определенные требования к судам. Так что можно было пожертвовать скоростью в пользу дальности. В силу этого, да и не самой богатой публики компании, работавшие на восточных линиях оказались в условиях, когда можно предпринимать весьма смелые шаги (естественно, когда есть деньги) - пассажир то не самый притязательный.
Собственно Orient Steam Navigation Company, да и многие другие компании, работающие на этом рынке начинают эксперименты. Первые шаги в отходе от "ящичной" архитектуре предприняли все же в Атлантике - успех "Нормандии" и относительно небольшого, но шустрого "Рекса" главным игрокам типа Кунарда спать спокойно не давал. Но радикальных шагов все же англичане до войны не предприняли.
А на тихоокеанском рынке пошли вперед. В немалой степени такие шаги к "легковестности" были обусловлены и климатическими условиями - на экваторе несколько теплее, чем на траверзе Гренландии. Поменялась и окраска судов. Если до войны в окраске судов преобладали темные тона, то здесь их сбросили напрочь. Это уменьшало нагрев поверхности корпуса и надстройки в тропиках, но и в немалой степени улучшало эстетическое восприятие. В результате старушки-королевы в Атлантике смотрелись этакими старыми девами в длинных черных платьях в сравнении с "кокетками" восточных линий. Собственно первые послевоенные лайнеры Orient Steam Navigation Company еще продолжали держаться за подол старого задела. Переход к новой эстетике был в мелочах - это видно если посмотреть на такие суда как CHUSAN, HIMALAYA, ORSOVA. Даже вышедшая на линии в 1954 году IBERIA несла на себе больше старого архитектурного наследия. И вот в 1959 году как гром среди ясного неба возникает ORIANA. Именно она заложила фундамент для поистине революционного паротурбохода CANBERRA. Вот про Ориану и поговрим. Конечно она затерялась в тени Канберры (тем более что для британцев Канберра была знаковым судном - как никак поучаствовала в боевых действиях на Фолкледских островах, хотя причина отправки ее туда была прозаической), но об Ориане надо замолвить слово.
Итак - паротурбоход Oriana. Заложена на верфи Vickers-Armstrong, корпус спущен на воду в 1956 году, передана заказчику в 1960 году (на вставке справа - проводка Oriana в канал Волни для достройки в сухой док во Фламуте).

Oriana входит в гавань Ванкувера, 1979 год

С одной стороны Oriana не несла в себе ничего революционного. Классическая компоновка, деление кают на три класса (хотя и не столь суровое как на трансатлантиках - уже были общественные помещения, доступные пассажирам всех классов). Но ее облик, по изяществу способный поспорить с яхтами тех лет, был нов. Конечно это не Канберра, но все же... Собственно внешний вид судна во время работы в Orient Steam Navigation Company и дал псевдоним - White Lady - белая леди. Справедливости ради надо отметить, что некоторое время судно ходило с окрашенным в желтый цвет корпусом (уже когда P&O подмяла под себя Orient Steam Navigation Company), но впоследствии судно перекрасили, и Oriana вернула себе свое белое "платье" - принятым в транспорте термином "ливрея" окраску таких судов язык назвать не поварачивается. У леди все же плате - у лакеев и кучеров ливреи.

ORIANA в профиль, рисунок

Размещались пассажиры так же в каютах нескольких классах, но как и на Канберре каюты можно было быстро переоборудовать в т.н. туристический класс. Именно эта многофункциональность позволила легко пережить кризис трансокеанских перевозок и перейти без особых потрясений в круизную отрасль. Так же на судне была весьма широко внедрядлась автоматизация. И, кстати в отличии от Канберры, меньшая степень автоматизации паротурбохода облегчила жинь судну. Ориана прекрасно работала в океанах. А вот с Канберрой были проблемы - на режим максимального хода Канберра вышла всего два или три раза за свою карьеру (это одна из причин отправки Канберры на Фолкленды в 82-м - типа на тебе Боже шо нам негоже). Ориана же в 80-е продолжала работать на круизных маршрутах. В 1981 году судно начинает работать из Сиднея, совершая заходы в порты Дальнего Востока и Юго-Восточной азии.

TSS Oriana в Осаке, Япония, уже в качестве стоечного судна

Но ничто не вечно под луной. После похода на Фолкленды Канберра провела год на ремонтной верфи, что в некоторой спени продлило ее службу. Oriana же старела - в 1986 году компания P&O приняла решение о продаже судна. Судно было продано в Японию, где его поставили на прикол, а на борту открылся развлекательный центр, казино и отель. В таком виде Oriana простояла в Осаке до 1995 года. В 95-м его продали в Китай - китайцы также использовали судно как плавучий отель в Шанхае до 2004 года, после чего ее увели в Дайлян. В 2004-м году налетевший ураган повредил судно - Oriana легла на левый борт. После этого судно подняли, откачали воду и увели на разделку. В 2005 году паротурбоход Oriana был разобран на металл в Читтагонге, Бангладеш. Она пережила свою младшую колегу на 8 лет (TSS Canberra была разобрана в 1997 году в Гадани, Пакистан).

12 мая 2005 года, Дайлян. Oriana уходит в свой последний рейс до Читтагонга

В 1995 году верфь Meyer Neptun Papenburg передала компании P&O новый теплоход. Его окрестили Oriana. Это был вполне заурядный круизный теплоход нового поколения. Судостроители вновь вернулись к форме утюга. Да, они комфортабельны, безопасны. Турист найдет на борту любые развлечения на свой вкус. Но в прошлое ушла та романтика дальних странствий, которую несли в себе старые суда. Которую несла в себе старая Oriana...
Фотографии интерьеров судна, сделанные во время стоянки в Роттердаме, 1981 год (источник)

стадион (stadium deck)



Verandah deck


прогулочная терасса левого борта


бассейн "Dragon pool"



еще один бассейн на палубе "Lido"


крытая прогулочная галерея


сигнальный мостик


променад (крытая прогулочная терасса)


палуба C, магазин "Piccadilly"


салон библиотеки (Verandah deck)


ресторан "Elizabeth"


салон Carnival


палуба B, бар


салон "Princess" (Verandah deck)




обзорный носовой салон на стадионной полубе (stadium deck)


салон "Plymouth"


игровой салон



Фотографии судна, сделанный фотокорами журнала "Life" во время прохода судна по Суэскому каналу, 1962 год.

паротурбоход Oriana следует Суэцким каналом, 1962 год




Во время своего первого выхода в Тихий океан Oriana посетила США. Фотографии судна и интерьеров, сделанные во время захода судна, 1961 год.

ГКП, на переднем плане - судя по всему - управление подруливающими устройствами, за ними - машинные телеграфы


судя по всему - салон Princess


Oriana подходит к причалу





дети играют в одном из салонов судна


светящаяся барная стойка


в ресторане



пассажиры кофием балуются


Oriana ночью


судовая библиотека


под присмотром


делегация
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments